ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

тительской идиллии «дней александровых прекрасного начала», Карам­ зин спешил заверить читателей, что Россия еще не находится «на вы­ сочайшей степени блага и совершенства. Нет, мудрое правление наше тем счастливее, что оно может сделать еще много добра отечеству» [17]. И среди будущих благ «века Александрова» Карамзин назвал «полное, методическое собрание гражданских законов, ясно и мудро описанных», и отметил их особое знание, их историческую преемственность: «Вели­ кая Екатерина даровала нам систему политических уставов, определяю­ щих права и отношения состояний к государству. Александр дарует нам систему гражданских законов, определяющих отношения граждан меж­ ду собою. Тогда законоведение будет наукою всех россиян и войдет в систему общего воспитания» [18]. Карамзин статьей «Приятные виды, надежды и желания нынешне­ го времени» готовил читателей к будущим значительным обществен­ ным переменам в России, которые должны будут продолжить начинания века просвещенного абсолютизма. Захваченный новым либеральным «духом» времени перемен, Карамзин в глубине души склонялся к «старо­ му» просветительскому взгляду: он был уверен в необходимости и в но­ вое царствование «действия истинного просвещения». Толстой в вариантах начала «Войны и мира» связывал преобразования в общественном устройстве России и александровское правление с новым «духом» либерализма:«Дать конституцию России, освободить крестьян, дать свободу слова и печати были мысли - дети революции, исполнение которых казалось легко и просто молодому и восприимчивому императо- ру» [ 19]; а внешняя политика нового царствования по укреплению держав­ ной мощи России, утверждал автор романа, была «для внука Екатерины только исполнением завещания славной бабки» [20]. К кому были обращены все эти «надежды и мечтания» Карамзина? К русскому дворянству: «оно есть душа и благородный образ всего наро­ да», ему «слава и счастие отечества должны быть... особенно драгоцен­ ны» [21]. Карамзин назвал и «героя своего времени» - «молодой человек с решительным образом мыслей» [22]. Толстой в вариантах предисловия к роману подчеркивал, что пишет «историю людей, свободных от бедности, от предрассудков и имевших право считать себя равными всякому. В таком положении находилось в начале нашего века русское дворянство» [23]. И объяснял, чем вызван этот недемократический выбор героев повествования: «...жизнь аристо­ кратов того времени, благодаря памятникам того времени и другим при­ чинам, мне понятна, интересна и мила» [24]. Главными героями романа становятся молодые люди с либеральными убеждениями, мечтающие 65

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=