ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
о справедливости вообще, о необходимости разумности в устройстве го сударства, и под предлогом этих идей и выступают на поприще самые неразумные страсти человека» [5]. Проследим развитие «духа нового времени» через призму спора старых и новых общественно-политических взглядов и идей на стра ницах «Войны и мира» по черновым вариантам и основному тексту романа и сопоставим с близкими по теме и содержанию статьями из «Вестника Европы». Первое полугодие издания «Вестника Европы» (1802 г.) завершалось обзорной статьей Карамзина «Приятные виды, надежды и желания ны нешнего времени». Эту статью-обзор умонастроений начала XIX века можно считать программой для истории общественного сознания алек сандровской эпохи, в ней определены главные черты нового «духа» эпо хи, который принесла французская революция в Россию - «духа» либерализма* и черты «старого», просветительского-«духа» рационализ ма и консерватизма. Возможно, Толстой остановил свое внимание именно на этой статье в поисках определения главных черт александровского времени. Обзор Карамзина мог быть одним из литературных источни ков экспозиции «Войны и мира» в той ее части, где описывается «харак тер» эпохи: в первых черновых набросках вариантов начала романа много схожих со статьей мотивов, в том числе и в цитированном выше. Главный пафос статьи «Приятные виды, надежды и желания ны нешнего времени» (да и ее название говорит само за себя) - «никакое время не обещало столько политического и нравственного благоденст вия Европе, как наше» [7]. «Не желаю быть мечтателем,- пишет Ка рамзин,- но в царствование Александра могут ли добрые желания и патриотические надежды быть мечтами?» [8]. Толстой неоднократно подчеркивает в вариантах начала «Войны и мира», что это «было счастли вое молодое царствование», что «время это имело для России, как го сударства, еще особенный характер счастливой и наполненной надежд красивой молодости» [9]. Статья Карамзина «Приятные виды, надежды и желания нынеш него времени» открывается обзором внешнеполитических событий, кото рые привели Европу к «политическому и нравственном благоденствию»: «Революция объяснила идеи: мы увидели, что гражданский порядок ос* В № 3 «Вестника Европы» за 1802 г. издатель привел переводную из парижского журнала статью «Новая политика», в которой анализировалось изменение общественного сознания эпохи: «Мы свергли с неба старинных моралистов и новыми системами доказали ложь их мудрости Все приняло другой вид: доходы теперь стоят наряду с добродетелями, торг занял место нравов ..» [6] 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=