ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Итак, никогда не называя эту дату в своих обращениях к читате­ лям в рукописях и в статье, Толстой всегда имеет в виду одно и то же время - 1863 год. Но это не год начала работы над романом, а всего лишь продолжение работы над изменившимся замыслом. Только так, по этой его логике, приходят в соотнесение, в сопряжение между собой черновые наброски, которые мы датируем 1866 годом, и более поздние «Несколько слов...» и рукописная заметка-фрагмент 1869 года, т. е. пе­ риода работы над эпилогом. Толстой прост и прям в каждом своем слове, логика его безупреч­ на и очень определенна. Текстологи же и исследователи творческой исто­ рии «Войны и мира» - увы! - часто лукавят, путаются в противоречиях. Во-первых, ими решительно отрицается - без каких бы то ни было доводов - продуманная, ясно высказанная Толстым мысль о начале ра­ боты над «Войной и миром» в 1856 году в жанре повести. То, что эта мысль не была случайностью или свободной импровизацией, подтверждают автографы с сохранившейся правкой Толстого. В одном из них чи­ таем: «1865 году я начал писать роман, героем которого был (курсив м о й .-Я . Ф.) декабрист, возвращающийся с семейством в Россию» (13, 54). Выделенная часть фразы останавливает внимание автора, он за­ думывается и решительно изменяет ее: «... я начал писать повесть »! Ясно, что это осознанное движение мысли, здесь ошибки или небреж­ ности быть не может, это очень важное, притом принципиально важное свидетельство Толстого о своей работе. Между тем в 13-м томе Юбилейного издания, в кратком предисло­ вии от редакции (редактор том а- М. А. Цявловский) [10], сказано:«Разме­ ры «Войны и мира», сложность замысла и содержания и длительность работы Толстого (семь лет) определили характер творческой работы писателя над романом» (курсив мой. - Я. Ф.; 13, 5). Замечание Толстого о 1856 годе как начале работы в более скромном жанре («размеры», как и «сложность», и «содержание», —совсем другие) исчезло, словно его и не существовало. А ведь именно в этом томе как раз и были опубли­ кованы черновые наброски 1866 года, содержащие авторское объясне­ ние эволюции замысла! Другая странность при утверждении версии о 1863 годе как начале работы над «Войной и миром» заключается в том, что умалчивается еще об одной в высшей степени свойственной Толстому черте: никогда ни над одним из своих крупных замыслов он не трудился без переры­ вов. Это закон его творчества. Текстологи, имеющие дело с его рукопи­ сями, не могли этого не знать, должны были знать. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=