ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Второй (от 1 л.) 1 раз. Первый (от 1 л.) 1 раз. Из них сложные типы повествователя встречаются 10 раз, диалог как форма повествования - 1 раз, «внутренний монолог» - 2 раза (в т. ч. 1 раз - обильно). Поскольку количественной разницы между повестными формо- употреблениями повествования от 1 л. и от 3 л. у Толстого, в отличие от рассказа, практически нет (12 х И формоу потреблений), следует об­ ратиться к объемам повестей, написанных в этих двух формах. Оказывается, что, как и в жанре рассказа, в жанре повести предпочте­ ние Толстой отдавал форме повествования от 3 л. (около 700 стр.- против 560 с немногим стр. текста, написанного в форме повествования от 1л.). Дело, однако, в том, что, по сравнению с жанром рассказа, где толс­ товское повествование эволюционировало хронологически и количест­ венно от повествования от 1 л. к повествованию от 3 л., в повести, на первый взгляд, такого движения не наблюдается: форма повествова­ ния от 3 л., появившаяся впервые у Толстого в замысле «Романа русского помещика» (1852) и продолжившаяся в «Утре помещика» и «Двух гуса­ рах», «Казаках» и неоконченных «Тихоне и Маланье» и «Идиллии», «Поликушке» и «Холстомере», «Смерти Ивана Ильича» и «Дьяволе», «Отце Сергии» и «Хаджи-Мурате», неоднократно перебивается формой повествования от 1 л. от биографической трилогии до «Фальшивого ку­ пона» и «Посмертных записок старца Федора Кузмича»... Но это лишь на первый взгляд. Во-первых, все лучшие повести, кроме автобиографической три­ логии, Толстым выполнены в форме повествования от 3 л. («Утро поме­ щика», «Казаки», «Поликушка», «Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат»). Эта повествовательная тенденция пе­ рекликается с такой же закономерностью в жанре рассказа. Во-вторых, кроме автобиографической трилогии в начале творчес­ кого пути, «Крейцеровой сонаты» и «Фальшивого купона» в конце, на­ писанных в различных манерах повествования от 1 л., все остальные случаи использования этой повествовательной формы несут на себе пе­ чать вторичности - или как вспомогательное средство к форме повест­ вования от 3 л., или только как композиционное обрамление, или это вообще неосуществленный замысел. В-третьих, повесть Толстого как жанр с повествовательной точки зрения более, чем рассказ, тяготеет к различного рода осложнениям, что, безусловно, говорит о поисках автором все более разнообразных и пластически гибких повествовательных тональностей, о нащупывании 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=