ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Если в рассказе развитие характера героя изображается в основ ном лишь в форме контрастного перехода, «скачка» от одного состоя ния к другому под воздействием какого-либо сильного и неожиданного чувства или переживания («После бала»), то в повести все внимание сосредоточено на раскрытии процесса изменения характера героя (ав тобиографическая трилогия, «Отец Сергий»). В отличие же от романа Толстого его повесть имеет одну важную типологическую особенность: если в романе повествователь находится за пределами мира произведения, то повесть стремится к максимальному вовлечению повествователя в хронотоп произведения. Вот почему, как мы отметим ниже, наиболее распространенный второй тип повествовате- ля-автора от 3 л. в повестях Толстого то и дело осложняется различны ми вариациями повествования от 1 л. Обьемно-содержательные параметры повестей Толстого с наилучшей эффективностью позволяют выявить признаки известной структуры Толс того прежде всего по сочетаемости повествования с диалогическими форма ми и по оценочной окрашенности повествования (различные модуляции). Разумеется, в поле зрения могут наблюдаться и другие аспекты стилевой повествовательной формы (типы связей «автор - повествователь - герой - читатель» в «Утре помещика» и «Казаках»; пространственно-временные трансформации в «Смерти Ивана Ильича» и «Крейцеровой сонате» и др.). IV Обратимся теперь к рабочей схеме типологии повествования в по вестях Толстого. РАБОЧАЯ СХЕМА ТИПОЛОГИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПОВЕСТЯХ Л. И. ТОЛСТОГО (подчеркнуто незаконченное и наброски) Наименование повестей Даты написания и опубликования Тип повествователя Объем в стр. 1 2 3 4 Детство 1850-1852 Четвертый тип (от 1 л.). Осложнен двупризмовой авторской точкой зрения. 108 1Отрочество 1852-1854 I _ 84 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=