ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
личности и на нравственном процессе (остальные аспекты здесь периферий ны). В повествовании это выражается в тенденции к внутренней монологич ности повествовательной речи, в неизменном (хотя и разнокачественном) психологизме, в изгнании из текста досужей описательности. Толстовской повести присуща аналитичность, состоящая в том, что ее внутритекстовая сфера включает лишь какой-то актуальный мо мент действительности, а отношения этого момента с «целым миром» выходят уже за рамки текста произведения и предполагают домыс ливание читателя. Так, мы домысливаем дальнейшее развитие Николая Иртеньева и поведение честного помещика Дмитрия Нехлюдова. Так, мы стремимся полнее, чем в тексте, составить представление о сложной и в то же время простой среде казаков, в какую попал Оленин. Так, мы на каждый очередной поступок отца Сергия смотрим как бы глазами князя Касатского, как если бы он не пережил ряд глубоких нравствен ных потрясений... III Формирование жанра повести в русской литературе XIX века, как и других жанров, сопровождалось непрестанными размышлениями пи сателей о сущности, задачах, формах творчества, о призвании и долге художника, о различных направлениях в искусстве и эстетике. Интерес но, что эти размышления отразились не только в различных предислови ях к повестям, формулирующих авторские позиции, но и преломляясь в замыслах целых произведений. Повести такого рода принадлежат пи сателям различных направлений и различных периодов истории рус ской литературы. Среди них «Египетские ночи» Пушкина, «Живописец» Н. Полевого, повести Тимофеева и Одоевского, «Портрет» Гоголя, «Неу дачи» Григоровича, «Комик» Писемского, «История одной картины» Дру жинина, «Альберт» Толстого и многие другие, вплоть до ряда произведений Горького, полемически направленных против декадентской литературы и защищавших традиции реализма. Пушкинская традиция - выдвижение в литературе, и особенно в про зе, познавательно-аналитической функции - была продолжена всеми вели кими реалистами. Щедрин впоследствии по существу повторил пушкинское определение литературы как «исследования истины» [3]. Лермонтов пони мал свои задачи как аналитические, когда заявлял в предисловии к «Герою нашего времени», что его задачей было установление диагноза болезни своего поколения: «Болезнь указана»,- заключил он [4]. Гоголь утверждал, что его стремлением было разрешить «неотразимые вопросы», прийти 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=