ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Второй тип Непрямое развертывание фабулы может осуществлять также повест­ вователь-автор\ но, в отличие от предыдущего, «объективный», «отвлечен­ ный» (третье лицо). О событиях просто сообщается, без объяснения того, как эти события стали известны. Примеры: «Смерть Ивана Ильича» Л. Толстого, «Дама с собачкой» А. Чехова, «Evgenia Ivanova» Л. Леонова и многие другие. Третий тип Непрямое развертывание фабулы может осуществлять повествова­ тель - (условный) рассказчик , или явившийся очевидцем событий («Гу­ бернские очерки» М. Салтыкова-Щедрина), или услышавший о них от кого-то («Выстрел» и «Станционный смотритель» А. Пушкина). Следует отметить, что бывают осложненные случаи, когда трудно различить уровни повествователя - (условного) рассказчика и повест- вователя-автора. Таково трудноуловимое соотношение повествователя - (условного) рассказчика, каковым является наивный хроникер «г-н Г-в», и всезнающего повествователя-автора в «Бесах» Ф. М. Достоевского. Здесь наблюдаются перебои в повествовании, когда повествователь- (условный) рассказчик как бы отстраняется и уступает «микрофон» «объ­ ективному» повествователю-автору. Четвертый тип Непрямое развертывание фабулы может осуществлять повествова­ тель-герой (конечно, участник событий). Примеры: «Капитанская дочка» А. Пушкина, «Случай из практики» А. Чехова. II Повесть как бы растворяет свои «приметы» в более определенных структурах романа и рассказа. Если в рассказе целью художника является раскрытие жизненного содержания лишь в одной связи, в одном отноше­ нии (не обязательно в одном эпизоде), если в романе сопрягаются как бы два центра - личность и общество, чтобы воссоздать мир во всей его полноте, то в повести предметом изображения становится по преимуще­ ству или общественная среда, или характер человека, взятый в его субъ­ ективности (мысли, чувства - переживания) или объективной (действия, поступки - поведение) сторонах. Повествование же в повести подразделяется в зависимости от того, что именно поставлено в ней в центр изображения - или характер личности, или состояние среды, или взаимоотношения между средой и личностью. Однако это теоретически бесспорное положение сразу требует «по­ правок», когда мы обращаемся к повестям Л. Н. Толстого: взаимопро­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=