ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
«Повествователь» —это, конечно, условность в том смысле, что автор (в процессе создания произведения и в момент восприятия его читателем) как бы устраняется из цепи связи «писатель - читатель», препоручая осуществлять эту связь избранному им повествователю. Тут нужно уметь представить «дистанцию» между автором и повество вателем, нужна определенная степень отвлечения и абстрагирования. Авторское начало и выражается в эпическом произведении сис темой повествования, носителем которого является повествователь. Повествователь, как фокус, соединяет речевую структуру повест вования, а вместе —и систему характеров и положений (толстовское: «выразить основы сцепления мыслей, словами описывая образы, дейст вия, положения»). Повествователь поэтому не призван вызывать в нас какой-то кон кретный облик, образ, характер (строго говоря, эго зависит исключи тельно от степени остроты воображения читателя), но он посредством отобранных компонентов произведения обобщает известный тип кон кретного человеческого отношения к действительности (то, что мы назы ваем «точкой зрения», «позицией» автора). Угол авторского изображения может и не совпадать с субъективными особенностями писателя. Таким образом, повествователь в эпического рода произведениях - проводник авторского начала, которое он доносит до читателя систе мой средств речевых, данных в его распоряжение автором в результате целенаправленного отбора и продиктованных степенью «активности» («пассивности») позиции автора. (Последняя, таким образом, выражает ся через систему повествования, организатором которой является автор, а носителем —повествователь). Повествователю прежде всего верят или не верят, повествователь убеждает или не убеждает нас (в эстетическом, конечно, смысле). В этом заключается его «деятельная» функция - прежде всего в изъяснитель- ности (продиктованной, заметим, опять-таки степенью активности или пассивности позиции автора). Высокая степень этого качества зави сит, в первую очередь, от эстетического совершенства той системы свя зей и взаимоотношений, о которой мы говорили выше. Мы различаем четыре основных типа повествователя. Первый тип Прямое развертывание фабулы осуществляет повествователь-ав- тор (очевидец или участник событий). Так построены «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, «Дневные звезды» О. Берггольц, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Владимирские проселки» и «Капля росы» В. Солоухина. Повествование —от первого лица. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=