ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

«Повествователь» —это, конечно, условность в том смысле, что автор (в процессе создания произведения и в момент восприятия его читателем) как бы устраняется из цепи связи «писатель - читатель», препоручая осуществлять эту связь избранному им повествователю. Тут нужно уметь представить «дистанцию» между автором и повество­ вателем, нужна определенная степень отвлечения и абстрагирования. Авторское начало и выражается в эпическом произведении сис­ темой повествования, носителем которого является повествователь. Повествователь, как фокус, соединяет речевую структуру повест­ вования, а вместе —и систему характеров и положений (толстовское: «выразить основы сцепления мыслей, словами описывая образы, дейст­ вия, положения»). Повествователь поэтому не призван вызывать в нас какой-то кон­ кретный облик, образ, характер (строго говоря, эго зависит исключи­ тельно от степени остроты воображения читателя), но он посредством отобранных компонентов произведения обобщает известный тип кон­ кретного человеческого отношения к действительности (то, что мы назы­ ваем «точкой зрения», «позицией» автора). Угол авторского изображения может и не совпадать с субъективными особенностями писателя. Таким образом, повествователь в эпического рода произведениях - проводник авторского начала, которое он доносит до читателя систе­ мой средств речевых, данных в его распоряжение автором в результате целенаправленного отбора и продиктованных степенью «активности» («пассивности») позиции автора. (Последняя, таким образом, выражает­ ся через систему повествования, организатором которой является автор, а носителем —повествователь). Повествователю прежде всего верят или не верят, повествователь убеждает или не убеждает нас (в эстетическом, конечно, смысле). В этом заключается его «деятельная» функция - прежде всего в изъяснитель- ности (продиктованной, заметим, опять-таки степенью активности или пассивности позиции автора). Высокая степень этого качества зави­ сит, в первую очередь, от эстетического совершенства той системы свя­ зей и взаимоотношений, о которой мы говорили выше. Мы различаем четыре основных типа повествователя. Первый тип Прямое развертывание фабулы осуществляет повествователь-ав- тор (очевидец или участник событий). Так построены «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, «Дневные звезды» О. Берггольц, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Владимирские проселки» и «Капля росы» В. Солоухина. Повествование —от первого лица. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=