ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
А. А. Нестеренко К ПОЭТИКЕ ТОЛСТОВСКОЙ ПОВЕСТИ: СТРУКТУРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ I В основу нашей генетической типологии толстовского повествования по жанрам положены принципы организации повествования относи тельно описываемого лица (рассказчика, неперсонифицированного пове ствователя, персонажа). Персонифицирование автора, равно как повествователя, в образ, характер, вообще говоря, заманчиво. Концепцию эту обосновывают не зыблемым постулатом образной природы искусства: действительно, счи тают, что если автор создает образ-характер, то с таким же успехом, вероятно, он может создавать и свой образ-характер или образ-характер своего «поверенного» - повествователя (с непременной оговоркой при этом: «образ, отличающийся особыми законами построения»). Авторское начало, эта организующая субстанция воплощенного в определенную систему замысла автора, проникнутого авторским соз нанием, присутствующая в каждом художественно-литературном про изведении, вовсе не требует обоснования жестким условием своего образного выражения. Суть авторского начала в произведении не в этой, а в иной функции - не «образотворящей», а формирующей определен ную точку зрения, позицию автора, т. е. художественное выражение ав 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=