ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

А. А. Нестеренко К ПОЭТИКЕ ТОЛСТОВСКОЙ ПОВЕСТИ: СТРУКТУРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ I В основу нашей генетической типологии толстовского повествования по жанрам положены принципы организации повествования относи­ тельно описываемого лица (рассказчика, неперсонифицированного пове­ ствователя, персонажа). Персонифицирование автора, равно как повествователя, в образ, характер, вообще говоря, заманчиво. Концепцию эту обосновывают не­ зыблемым постулатом образной природы искусства: действительно, счи­ тают, что если автор создает образ-характер, то с таким же успехом, вероятно, он может создавать и свой образ-характер или образ-характер своего «поверенного» - повествователя (с непременной оговоркой при этом: «образ, отличающийся особыми законами построения»). Авторское начало, эта организующая субстанция воплощенного в определенную систему замысла автора, проникнутого авторским соз­ нанием, присутствующая в каждом художественно-литературном про­ изведении, вовсе не требует обоснования жестким условием своего образного выражения. Суть авторского начала в произведении не в этой, а в иной функции - не «образотворящей», а формирующей определен­ ную точку зрения, позицию автора, т. е. художественное выражение ав­ 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=