ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Но сердце бедное иссохнет, И нива прежних дум твоих, Как степь безводная, заглохнет Под терном помыслов земных. Уходя все дальше в область религиозно-философской дидактики, Толстой не мог не тосковать по состоянию художественного вдохнове­ ния. «Наступая на горло собственной песне», он остро сознавал, какой радости лишает себя во имя служения Истине, как он это понимал. В его дневниках последних десятилетий постоянно встречается одно призна­ ние: «Хочется писать художественное». Миг художественного вдохновенья сродни вечности. Если гово­ рить о русской поэзии в целом, то с наибольшей силой и постоянством эта тема развивалась Лермонтовым: Как часто силой мысли в краткий час Я жил века, и жизнию иной, И о земле позабывал. Проблема сиюминутного и вечного и сопряженная с ней проблема земного и небесного, божеского и человеческого - одна из кардиналь­ ных в мировосприятии Толстого. Разумеется, понимание вдохновения как «небесного дара» не сводится ни для поэтов Лермонтова и Хомяко­ ва, ни для читающего их Толстого только к чисто художественному процессу. В выделенном стихотворении Хомякова главное - мысль о не­ обходимости для человека работы души. «Сон ленивого забвенья», «бес­ конечная лень» губительны для души. «Небеса распахнутся», по мысли поэта, только перед тем, кто сумеет порвать путы, берущие душу в плен. «Суета земли бесплодной», «цепь наслаждений», тернии «помыс­ лов земных» - этот ряд образов призван указать на ту опасность, кото­ рая подстерегает человека на его жизненном пути и уводит от главного - от выполнения божественной миссии. Подобные представления всегда были крайне дороги Толстому. Стихотворная форма, в которую облечены эти представления, как видим, не только не раздражает Толстого, но вызывает в нем сильный резонанс. Поэ­ зия придает излюбленным мыслям особую остроту и свежесть. Стойкость человеческой души в борьбе с соблазнами - одна из устойчи­ вых толстовских тем, развиваемых как в художественных, так и в религи­ озно-философских сочинениях. Не удивительно, что из стихотворения Хо­ мякова «Элегия» (1834 г.) он выделяет последнее четверостишие: Готовая к борьбе и крепкая, как сталь, Душа бежит любви бессильного желанья, 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=