ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Но сердце бедное иссохнет, И нива прежних дум твоих, Как степь безводная, заглохнет Под терном помыслов земных. Уходя все дальше в область религиозно-философской дидактики, Толстой не мог не тосковать по состоянию художественного вдохнове ния. «Наступая на горло собственной песне», он остро сознавал, какой радости лишает себя во имя служения Истине, как он это понимал. В его дневниках последних десятилетий постоянно встречается одно призна ние: «Хочется писать художественное». Миг художественного вдохновенья сродни вечности. Если гово рить о русской поэзии в целом, то с наибольшей силой и постоянством эта тема развивалась Лермонтовым: Как часто силой мысли в краткий час Я жил века, и жизнию иной, И о земле позабывал. Проблема сиюминутного и вечного и сопряженная с ней проблема земного и небесного, божеского и человеческого - одна из кардиналь ных в мировосприятии Толстого. Разумеется, понимание вдохновения как «небесного дара» не сводится ни для поэтов Лермонтова и Хомяко ва, ни для читающего их Толстого только к чисто художественному процессу. В выделенном стихотворении Хомякова главное - мысль о не обходимости для человека работы души. «Сон ленивого забвенья», «бес конечная лень» губительны для души. «Небеса распахнутся», по мысли поэта, только перед тем, кто сумеет порвать путы, берущие душу в плен. «Суета земли бесплодной», «цепь наслаждений», тернии «помыс лов земных» - этот ряд образов призван указать на ту опасность, кото рая подстерегает человека на его жизненном пути и уводит от главного - от выполнения божественной миссии. Подобные представления всегда были крайне дороги Толстому. Стихотворная форма, в которую облечены эти представления, как видим, не только не раздражает Толстого, но вызывает в нем сильный резонанс. Поэ зия придает излюбленным мыслям особую остроту и свежесть. Стойкость человеческой души в борьбе с соблазнами - одна из устойчи вых толстовских тем, развиваемых как в художественных, так и в религи озно-философских сочинениях. Не удивительно, что из стихотворения Хо мякова «Элегия» (1834 г.) он выделяет последнее четверостишие: Готовая к борьбе и крепкая, как сталь, Душа бежит любви бессильного желанья, 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=