ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Разумеется, каждому из нас нередко трудно согласиться с оценками Толстого, касающимися тех или иных поэтов и их стихотворений. Порой его суждения вызывают недоумение. Но своеобразие толстовского восприятия поэзии всегда так или иначе мотивировано. На первый взгляд, может удивить то, что Толстому нравились «Думы» А. В. Коль цова. Вполне понятно, что сама личность народного поэта, автора заме чательных песен вызывала у него глубокую симпатию. Но «Думы» грешат именно отвлеченным философствованием, которое Толстой в поэзии не любил. Но и здесь есть свое объяснение. Толстой не раз признавался, что очень ценит в поэзии глубину религиозного чувства: оно-то и является основанием поэтических рассуждений Кольцова. «Философия» поэта несет на себе печать некоторой наивности и связан ной с ней общедоступности. Автор «Дум» похож не ребенка, осваива ющего трудные темы, но свято верящего в их значимость. Подобное простодушие неизменно вызывало у Льва Николаевича горячий отклик. Поэзия Кольцова как нельзя лучше подходит под то обозначение «хоро шего по содержанию искусства нашего времени», которое дано в замеча тельной статье Толстого. Чувства религиозные и житейски-простые, близкие всем людям, действительно пронизывают поэзию Кольцова. Особый интерес вызывает отношение Толстого к А. С. Хомякову, зна менитому славянофилу и талантливому поэту философского склада. Чрезвычайно значительной является проблема влияния на Л. Н. Тол стого славянофильских идей, также как и задача сопоставительного анализа религиозно-философских взглядов Хомякова и Толстого. В рамках же данной статьи представляется насущным коснуться вопроса восприятия Толстым Хомякова-поэта. Оно во многом неожиданно и может быть расценено как своего рода загадка. «Поэт мысли», представитель поздне го русского романтизма, его второй волны, А. С. Хомяков должен быть скорее чужд поэтическому вкусу Льва Николаевича. Зная, как строг был Толстой в оценке лирических произведений, как он не любил никакого явного философствования в лирике (а поэты-любомудры, к которым принадлежал и Хомяков, этим отчасти грешили), можно было бы предположить, что художественное творчество славянофила не вызовет у Толстого одобрения. Однако на деле все обстояло иначе. Анализ поэзии А. С. Хомякова был предпринят в советское время в книге Е. А. Майлина «Русская философская поэзия». В конце раздела о Хомякове исследователь коснулся и отношения Толстого к поэту. «Не сохранилось никаких свидетельств, позволяющих говорить о каком- либо интересе Толстого к стихам Хомякова. В то же время интерес 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=