ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Тютчев - всем строем своей лирики. Стойко испытывая неприязнь к Жу­ ковскому (причину этой неприязни можно разбирать особо) и неиз­ менно любя Тютчева («Без него нельзя жить», - как-то сказал Лев Николаевич), Толстой в главном - в понимании предмета поэзии как таинственной сферы человеческого духа - оказывается рядом с классика­ ми русского поэтического романтизма. Рационалист Толстой сталкивается в этом вопросе с Толстым-интуитивистом, признающим за поэзией осо­ бую роль - быть выразительницей невыразимого. «Подите объясните ...поэтическое чувство», - восклицал, как мы помним, Толстой в связи со стихотворением Пушкина. Среди самых любимых лирических произведений писателя (факт, не раз им подтверждаемый) - стихотворение Пушкина «Воспоми­ нание». Выбор Толстого в данном Случае вполне понятен: поэт пишет о страданиях человеческого духа, сознающего всю тяжесть греха. «Змеи сердечной угрызенья» становятся здесь залогом нравственного пре­ ображения личности, что всегда представлялось Толстому особенно важ­ ным, если говорить об этической стороне вопроса. Что же касается художества, то это пушкинское стихотворение создано именно по тем таинственным законам «выражения невыразимого», которые были доро­ ги Льву Николаевичу. Ведь в «Воспоминании» ничего не сказано о том, что вспоминает поэт, с чем связано его раскаяние, какие пережи­ вания вызывают горькие слезы: все это осталось словно «за кадром». Известно, что Пушкин написал вторую строфу стихотворения, не­ сколько проясняющую суть мучительного состояния автора, но оста­ вил ее как вариант, не желая, видимо, идти по пути конкретизации лирического чувства. При этом стихотворение отражает не только чисто эмоциональ­ ный, но и мыслительный процесс. Не перегружая свои стихи раскры­ тием горестных мыслей, автор создает тем не менее произведение, исполненное философского содержания: здесь поэтически исследуется природа рефлексии, выявляются нравственно-психологические «при­ меты» подобного состояния. «Ночное бездействие» оборачивается для лирического героя «томительным бденьем», которое несет в себе страдания как интеллектуального, так и психического свойства. «Ум» хотя и «подавлен тоской», но в сознании теснится «тяжких дум избы­ ток»; сердечная «змея угрызенья» активизирует все эмоциональные процессы: «мечты кипят», воспоминания вызывают нравственный тре­ пет и самоосуждение. Лирическое переживание («поэтическое чувство») становится основой нравственно-философского анализа. Как и в стихотворении 22

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=