ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Тютчев - всем строем своей лирики. Стойко испытывая неприязнь к Жу ковскому (причину этой неприязни можно разбирать особо) и неиз менно любя Тютчева («Без него нельзя жить», - как-то сказал Лев Николаевич), Толстой в главном - в понимании предмета поэзии как таинственной сферы человеческого духа - оказывается рядом с классика ми русского поэтического романтизма. Рационалист Толстой сталкивается в этом вопросе с Толстым-интуитивистом, признающим за поэзией осо бую роль - быть выразительницей невыразимого. «Подите объясните ...поэтическое чувство», - восклицал, как мы помним, Толстой в связи со стихотворением Пушкина. Среди самых любимых лирических произведений писателя (факт, не раз им подтверждаемый) - стихотворение Пушкина «Воспоми нание». Выбор Толстого в данном Случае вполне понятен: поэт пишет о страданиях человеческого духа, сознающего всю тяжесть греха. «Змеи сердечной угрызенья» становятся здесь залогом нравственного пре ображения личности, что всегда представлялось Толстому особенно важ ным, если говорить об этической стороне вопроса. Что же касается художества, то это пушкинское стихотворение создано именно по тем таинственным законам «выражения невыразимого», которые были доро ги Льву Николаевичу. Ведь в «Воспоминании» ничего не сказано о том, что вспоминает поэт, с чем связано его раскаяние, какие пережи вания вызывают горькие слезы: все это осталось словно «за кадром». Известно, что Пушкин написал вторую строфу стихотворения, не сколько проясняющую суть мучительного состояния автора, но оста вил ее как вариант, не желая, видимо, идти по пути конкретизации лирического чувства. При этом стихотворение отражает не только чисто эмоциональ ный, но и мыслительный процесс. Не перегружая свои стихи раскры тием горестных мыслей, автор создает тем не менее произведение, исполненное философского содержания: здесь поэтически исследуется природа рефлексии, выявляются нравственно-психологические «при меты» подобного состояния. «Ночное бездействие» оборачивается для лирического героя «томительным бденьем», которое несет в себе страдания как интеллектуального, так и психического свойства. «Ум» хотя и «подавлен тоской», но в сознании теснится «тяжких дум избы ток»; сердечная «змея угрызенья» активизирует все эмоциональные процессы: «мечты кипят», воспоминания вызывают нравственный тре пет и самоосуждение. Лирическое переживание («поэтическое чувство») становится основой нравственно-философского анализа. Как и в стихотворении 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=