ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

педагогикой», может в десять раз повысить эффективна! А И. П. Павлов вслед за Л. Н. Толстым нашел ключ к созданию этих дисциплин, приняв предложение К. С. Станиславского на совмест­ ное участие в разработке метода физических и словесных действий. Но принимая это предложение после прочтения рукописи Станислав­ ского «Работа актера над собой», он заявил, что разработку этого метода, основанного на научно раскрываемых законах реалистического актерско­ го мастерства, надо начинать не для целей искусства, а для решения проблем общечеловеческого характера. В первую очередь для медици­ ны. затем, и это самое главное, - для педагогики, и только потом для театрального искусства. Обращая внимание на то, что создание этих новых социально-педа- гогических дисциплин, оставшихся незавершенными в педагогических исканиях Л. Н. Толстого, И. П. Павлов счел необходимым осуществлять через освоение выдвинутой К. С. Станиславским идеи создания мето­ да физических и словесных действий, разработку которого тот начал с создания упражнений, основанных на идее Л. Н. Толстого - театра рассказа. Таким образом, И. П. Павловым совершенно непроизволь­ но было раскрыто единство театральных и педагогических исканий Л. Н. Толстого. Б. Г. Ананьев своими капитальными исследованиями доказал, что линейная трехэтапная концепция психического развития, лежащая в основе современного образования, не соответствует действи­ тельности. Психика развивается не линейно, а спирально; не в последо­ вательности игры, познания и труда, а в единстве труда, познания и общения. А вот дисциплин, формирующих и развивающих навыки общения, не существует. От себя добавим, что предпринимаемые сейчас искания по введе­ нию в образование предметов по психологии общения и по соцп- ально-психологическому тренингу не компенсируют отсутствие этих дисциплин. А существующие чисто прагматические методы социально- психологического тренинга (психодрама, группы встреч, курсы Карне­ ги и многие другие) в большинстве своем патогенны. Дисциплин, формирующих и развивающих навыки общения и его основы - искусства рассказа,- в образовании не существует. Наши искания по созданию этих отсутствующих в образовании, по утверждению Л. Н. Толстого, самых важных для жизни человека дисциплин, справедливо названных П. А. Сорокиным «новой социаль­ ной педагогикой», пошли по программе, намеченной И. П. Павловым. Они основывались на фундаментальных открытиях Б. Г. Ананьева, начиная от разработанной им теории чувственного познания и кончая 207

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=