ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
педагогикой», может в десять раз повысить эффективна! А И. П. Павлов вслед за Л. Н. Толстым нашел ключ к созданию этих дисциплин, приняв предложение К. С. Станиславского на совмест ное участие в разработке метода физических и словесных действий. Но принимая это предложение после прочтения рукописи Станислав ского «Работа актера над собой», он заявил, что разработку этого метода, основанного на научно раскрываемых законах реалистического актерско го мастерства, надо начинать не для целей искусства, а для решения проблем общечеловеческого характера. В первую очередь для медици ны. затем, и это самое главное, - для педагогики, и только потом для театрального искусства. Обращая внимание на то, что создание этих новых социально-педа- гогических дисциплин, оставшихся незавершенными в педагогических исканиях Л. Н. Толстого, И. П. Павлов счел необходимым осуществлять через освоение выдвинутой К. С. Станиславским идеи создания мето да физических и словесных действий, разработку которого тот начал с создания упражнений, основанных на идее Л. Н. Толстого - театра рассказа. Таким образом, И. П. Павловым совершенно непроизволь но было раскрыто единство театральных и педагогических исканий Л. Н. Толстого. Б. Г. Ананьев своими капитальными исследованиями доказал, что линейная трехэтапная концепция психического развития, лежащая в основе современного образования, не соответствует действи тельности. Психика развивается не линейно, а спирально; не в последо вательности игры, познания и труда, а в единстве труда, познания и общения. А вот дисциплин, формирующих и развивающих навыки общения, не существует. От себя добавим, что предпринимаемые сейчас искания по введе нию в образование предметов по психологии общения и по соцп- ально-психологическому тренингу не компенсируют отсутствие этих дисциплин. А существующие чисто прагматические методы социально- психологического тренинга (психодрама, группы встреч, курсы Карне ги и многие другие) в большинстве своем патогенны. Дисциплин, формирующих и развивающих навыки общения и его основы - искусства рассказа,- в образовании не существует. Наши искания по созданию этих отсутствующих в образовании, по утверждению Л. Н. Толстого, самых важных для жизни человека дисциплин, справедливо названных П. А. Сорокиным «новой социаль ной педагогикой», пошли по программе, намеченной И. П. Павловым. Они основывались на фундаментальных открытиях Б. Г. Ананьева, начиная от разработанной им теории чувственного познания и кончая 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=