ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

рассказческих навыков практически оказалось невозможным. И мы вынуждены были прервать наши театральные искания и приступить к реализации второго, оставшегося незавершенным и не вошедшего и в практику образования, величайшего педагогического открытия JI. Н. Толстого. Правда, то, что мы приступили к поиску средств реализации этого второго открытия Л. Н. Толстого, мы поняли значительно позже, уже в самом процессе поиска, и воспользовались тем, что им было наработано. * # * Изучив состояние современного ему образования и присту­ пая к своей экспериментальной педагогической работе, Л. Н. Толстой утверждал, что в существующих системах образования отсутствуют самые важные для жизни человека и для развития познавательных спо­ собностей детей дисциплины. Создать эти дисциплины Л. Н. Толстой не успел. Но то, что им было проделано, уже привело к уникальным педагогическим результатам - к полной успеваемости всех учащихся детей независимо от их личностно-психологических особенностей. И вместе с тем даже то, что было уже достигнуто Л. Н. Толстым, до сих пор остается неосвоенным образованием. И так же. как к открытом) Л. Н. Толстым новому направлению развития театрального искусства вслед за ним приходили и другие театральные деятели, точно так же и к заключению об отсутствии в образовании самых важных для разви­ тия человека дисциплин приходили и другие представители науки. Но в данном случае не педагоги, а социолог П. А. Сорокин в 1915 г.. физиолог И. П. Павлов в конце своей жизни и психолог Б. Г. Ананьев на последнем этапе своей научной деятельности, в период научного руководства проводимыми нами изысканиями. Л. Н. Толстой пришел к заключению, что ГЛАВНЫМИ для жиз­ ни каждого человека и для развития познавательных способностей детей из отсутствующих в образовании дисциплин являются такие, кото­ рые ФОРМИРУЮТ И РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ РАССКАЗА. И именно на развитие навыков рассказа и использование приемов рассказа в ос­ воении всего учебного материала был направлен дидактический поиск JI. Н. Толстого. П. А. Сорокин на примере вундеркиндства, которое, с его точки зрения, не столько связано с врожденными способностями, а главным образом с социальными факторами, пришел к заключению, что создание этих отсутствующих дисциплин, названных им «новой социальной 206

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=