ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
БУДУЩЕГО. Но сам Станиславский из-за необычайной актерской сложности этого театра и необходимости разработки для него совершен но новых принципов драматургии и драматургической доработки по вествовательных произведений не ставил перед собой задачу реализации этого нового направления развития театрального искусства. * * * Наши искания по воплощению этого открытия JI. Н. Толстого на чались с 1948 года в Ленинградском театре им. Ленинского Комсомола с группой молодых актеров. А когда в театр пришел Г. А. Товстоногов и познакомился с нашими исканиями, он поддержал их и предоставил все возможности театра для дальнейшего развертывания нашего поис ка. Однако свое выступление перед актерами театра он начал следую щим утверждением: «Я не верю, что из этих исканий что-нибудь получится. Уж слишком сложная задача ставится ими перед актерами, но сама идея имеет полное психологическое обоснование и направлена на развитие системы К. С. Станиславского. Поэтому я считаю, что вклю чившиеся в этот поиск актеры ничего кроме пользы для себя не полу чат». И нам, действительно, несмотря на то что в работу включились ведущие актеры театра, ни одного спектакля с их участием создать не удалось. Но были выявлены основные причины, препятствующие реали зации этого театрального искусства. И с 1952 г. работа была перенесена в экспериментальную студию при ленинградском Доме работников искусств, специально созданную совместно с Ленинградским театраль ным институтом им. А. Н. Островского. Основной причиной, препятствующей реализации этого нового направления театрального искусства, является то, что оно требует от актеров высокой психической развитости умений и навыков владе ния искусством рассказа, которым большинство людей, в том числе и актеры, не владеют. Такие навыки, какими владели Щепкин, Пров Са довский, Горбунов, Андреев-Бурлак, нигде, в том числе и в театраль ных вузах, не преподаются. Полностью отсутствовали и дидактические приемы развития искусства рассказа. Ни в ораторском искусстве, ни в риторике, ни в предмете сценической речи этих технологий не су ществовало. Потребовалось десять лет напряженного экспериментально тренингового поиска, чтобы при отсутствии этих технологий создать театр рассказа. Через экспериментальный тренинг за это время прошло несколько тысяч человек, но овладело необходимым мастерством ис кусства сценического рассказа всего лишь около десяти человек. Сохра нить этот коллектив при неотработанной методологии развития 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=