ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

БУДУЩЕГО. Но сам Станиславский из-за необычайной актерской сложности этого театра и необходимости разработки для него совершен­ но новых принципов драматургии и драматургической доработки по­ вествовательных произведений не ставил перед собой задачу реализации этого нового направления развития театрального искусства. * * * Наши искания по воплощению этого открытия JI. Н. Толстого на­ чались с 1948 года в Ленинградском театре им. Ленинского Комсомола с группой молодых актеров. А когда в театр пришел Г. А. Товстоногов и познакомился с нашими исканиями, он поддержал их и предоставил все возможности театра для дальнейшего развертывания нашего поис­ ка. Однако свое выступление перед актерами театра он начал следую­ щим утверждением: «Я не верю, что из этих исканий что-нибудь получится. Уж слишком сложная задача ставится ими перед актерами, но сама идея имеет полное психологическое обоснование и направлена на развитие системы К. С. Станиславского. Поэтому я считаю, что вклю­ чившиеся в этот поиск актеры ничего кроме пользы для себя не полу­ чат». И нам, действительно, несмотря на то что в работу включились ведущие актеры театра, ни одного спектакля с их участием создать не удалось. Но были выявлены основные причины, препятствующие реали­ зации этого театрального искусства. И с 1952 г. работа была перенесена в экспериментальную студию при ленинградском Доме работников искусств, специально созданную совместно с Ленинградским театраль­ ным институтом им. А. Н. Островского. Основной причиной, препятствующей реализации этого нового направления театрального искусства, является то, что оно требует от актеров высокой психической развитости умений и навыков владе­ ния искусством рассказа, которым большинство людей, в том числе и актеры, не владеют. Такие навыки, какими владели Щепкин, Пров Са­ довский, Горбунов, Андреев-Бурлак, нигде, в том числе и в театраль­ ных вузах, не преподаются. Полностью отсутствовали и дидактические приемы развития искусства рассказа. Ни в ораторском искусстве, ни в риторике, ни в предмете сценической речи этих технологий не су­ ществовало. Потребовалось десять лет напряженного экспериментально­ тренингового поиска, чтобы при отсутствии этих технологий создать театр рассказа. Через экспериментальный тренинг за это время прошло несколько тысяч человек, но овладело необходимым мастерством ис­ кусства сценического рассказа всего лишь около десяти человек. Сохра­ нить этот коллектив при неотработанной методологии развития 205

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=