ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Разрешение этого противоречия, основанного на полном преобразо вании самого сценического действия, и было найдено JI. Н. Толстым. Он предложил отказаться от формы монодраматического спектакля, ос нованного на необращенном монологе, и ввести образ рассказчика в реалистические , драматургически создаваемые обстоятельства, вклю чить в спектакли новых персонажей, слушающих рассказчика партне ров, и те события, которые разворачиваются между рассказчиком и партнером, которые приводят к возникновению рассказа, развивают ся в процессе рассказа и завершаются самим рассказом. Иначе говоря, им была выдвинута ИДЕЯ создания НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ разви тия РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА, осно ванного на сценическом отражении развернутых форм рассказа, со связанным с ним развитием человеческих отношений, остававшихся и остающихся до сих пор неотраженными театральным искусством. А как справедливо утверждал А. П. Твардовский, если какое-либо соци альное явление не нашло отражения в искусстве, оно не фиксируется общественным сознанием и не осмысляется им. И именно к таким яв лениям, не нашедшим отражзния в театральном искусстве, относятся развернутые формы рассказческого, социально самого значимого, об щения людей. Работа над постановкой первого спектакля этого нового направле ния развития театрального искусства была начата Л. Н. Толстым сов местно с В. Н. Андреевым-Бурлаком, который должен был стать главным персонажем спектакля, и И. Е. Репиным, взявшим на себя функцию художественного оформления этой первой постановки ново го театрального искусства. Однако осуществить постановку этого спектакля из-за скоро постижной смерти В. Н. Андреева-Бурлака им не удалось, и Л. Н. Толстой уже в повествовательной форме но с полным внутренним сохране нием драматургии театра рассказа завершил эту работу написанием повести «Крейцепова соната». Ее сценическое воплощение было осущест влено в созданном нами театре рассказа в 1963 г. В свое время к идее театра рассказа, но также остававшейся прак тически не осуществленной, приходили В. Б. Вахтангов, А. Я. Закушняк и К. С. Станиславский (в своем последнем эксперименте по созданию оставшегося им неосуществленным метода физических и словес ных действий). В поисках реализации метода словесных действий он проводил со студентами оперно-драматической студии упражне ния по принципам театра рассказа. Эти проводимые им этюды привели К. С. Станиславского к утверждению, что театр рассказа - это ТЕАТР 20ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=