ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Разрешение этого противоречия, основанного на полном преобразо­ вании самого сценического действия, и было найдено JI. Н. Толстым. Он предложил отказаться от формы монодраматического спектакля, ос­ нованного на необращенном монологе, и ввести образ рассказчика в реалистические , драматургически создаваемые обстоятельства, вклю­ чить в спектакли новых персонажей, слушающих рассказчика партне­ ров, и те события, которые разворачиваются между рассказчиком и партнером, которые приводят к возникновению рассказа, развивают­ ся в процессе рассказа и завершаются самим рассказом. Иначе говоря, им была выдвинута ИДЕЯ создания НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ разви­ тия РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА, осно­ ванного на сценическом отражении развернутых форм рассказа, со связанным с ним развитием человеческих отношений, остававшихся и остающихся до сих пор неотраженными театральным искусством. А как справедливо утверждал А. П. Твардовский, если какое-либо соци­ альное явление не нашло отражения в искусстве, оно не фиксируется общественным сознанием и не осмысляется им. И именно к таким яв­ лениям, не нашедшим отражзния в театральном искусстве, относятся развернутые формы рассказческого, социально самого значимого, об­ щения людей. Работа над постановкой первого спектакля этого нового направле­ ния развития театрального искусства была начата Л. Н. Толстым сов­ местно с В. Н. Андреевым-Бурлаком, который должен был стать главным персонажем спектакля, и И. Е. Репиным, взявшим на себя функцию художественного оформления этой первой постановки ново­ го театрального искусства. Однако осуществить постановку этого спектакля из-за скоро­ постижной смерти В. Н. Андреева-Бурлака им не удалось, и Л. Н. Толстой уже в повествовательной форме но с полным внутренним сохране­ нием драматургии театра рассказа завершил эту работу написанием повести «Крейцепова соната». Ее сценическое воплощение было осущест­ влено в созданном нами театре рассказа в 1963 г. В свое время к идее театра рассказа, но также остававшейся прак­ тически не осуществленной, приходили В. Б. Вахтангов, А. Я. Закушняк и К. С. Станиславский (в своем последнем эксперименте по созданию оставшегося им неосуществленным метода физических и словес­ ных действий). В поисках реализации метода словесных действий он проводил со студентами оперно-драматической студии упражне­ ния по принципам театра рассказа. Эти проводимые им этюды привели К. С. Станиславского к утверждению, что театр рассказа - это ТЕАТР 20ч

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=