ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Прежде всего Л. Н. Толстой был величайшим рассказчиком, и вся его литературно-рассказческая деятельность наполнена глубоким соци­ ально-педагогическим содержанием гуманистической школы жизни общества. И она обладает высочайшим психотерапевтическим заря­ дом. Так, с помощью разработанного мною совместно с канд. мед. наук И. Е. Вольпертом метода имаготерапии удалось в НИИ им. В. М. Бехте­ рева полностью вылечить пять тяжелых суицидных больных полным пересказом ими романа «Анна Каренина». При этом на одну из них, на восемнадцатилетнюю резистентную больную, после безрезультативного шестилетнего ее пребывания в психиатрической клинике уже оформ­ лялись документы для перевода ее в дом «хроников». Наш поиск начался с воплощения оставшегося нереализованным театрального от­ крытия Л. Н. Толстого. В первой половине XIX века в русском ре­ алистическом театральном искусстве начался индивидуальный, но после­ довательно и преемственно развивающийся поиск в сфере сценического искусства рассказа. В его основе лежало развитие образа рассказчика. Этот поиск начал М. С. Щепкин рассказами от лица созданного им образа малоросского простолюдина. Продолжая этот поиск, Пров Садовский создал целую серию более конкретизированных образов рас­ сказчиков: купчика, тульского мастерового, отставного солдата и дру­ гих. Развивая эти искания, И. Ф. Горбунов довел конкретизацию этих образов до полной личностной конкретности. Самым известным из них был созданный им образ дореформенного генерал-майора Дитятина- второго. Однако полная личностная конкретизированность сценически создаваемых образов рассказчика вступила в противоречие с реальными обстоятельствами, в которых исполнялись эти рассказы. В силу этого незнакомые с Горбуновым слушатели его рассказов отождествляли соз­ даваемые им образы с самим актером, принимая его за реального врача, отставного генерала и других созданных им персонажей, несмотря на грим, наклеенные усы, театральный костюм и другие аксессуары. Час­ тичное разрешение этого противоречия было найдено В. Н. Андре- евым-Бурлаком введением рассказа в сценические обстоятельства в моноспектакле по повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего», дей­ ствие которого разворачивалось в одиночной палате для умалишенных в форме бреда больного. Все это привело к новому эстетическому про­ тиворечию. , представлявшему собой спектакль, идущий в форме не­ обращенного монолога, что предельно ограничило репертуарные возможности этого театрального жанра образами одних сумасшедших. Так, подражателями В. Н. Андреева-Бурлака было вынесено на сцену четырнадцать монологов сумасшедших: Апухтина, Алексина и других. 203

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=