ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

музыкой, рисованием, языками и лекциями в университете. Дай Бог, чтобы у меня хватило твердости провести эти изменения в исполнение» [5]. Наблюдая метаморфозы молодого Толстого, отраженные в его дневниковых записях и письмах, будущие учителя постигали не кано­ низированную личность, а человека со всеми его непосредственными побуждениями, слабостями, метаниями, для которого жизнь - стремление к благу, к достижению согласия с самим собой. Движение к индивидуаль­ ности, к самосовершенствованию происходит через последовательность внутренних рождений, направленных на достижение цели. Студенты убеждались, что без опыта нравственного самосовершенствования, без ежедневного, ежечасного развития позитивной Я-концепции, досто­ инства и самоуважения JI. Н. Толстой вряд ли «сделал» бы себя таким, каким мы привыкли его знать. Харизма личности великого писателя порой скрывает от нас тяжкий труд, направленный на признание естест­ венной и непреходящей ценности каждого человека, важности челове­ ческих взаимоотношений в процессе воспитания. На первом курсе в ходе семинарских и практических занятий со вчерашними школьниками в форме докладов, подготовки рефера­ тов на темы «Опыт нравственного самосовершенствования молодого Л. Н. Толстого», «Правила Л. Н. Толстого для развития разумной воли и их использование в рамках курса» и др. мы осуществляли дифферен­ цированный подход к развитию позитивной Я-концепции. Студенты третьего курса, овладевшие в той или иной степени умением диагно­ стировать, рефлексировать, анализировать, определять физическое, со­ циальное, умственное и эмоциональное Я, пробовали, используя дневники, письма молодого Л. Н. Толстого, определять его Я-концепцию в конкретный период его жизни, проецируя выводы на себя, делая срав­ нения. В рамках изучения тем «Педагогическое общение», «Педагоги­ ческая этика», «Индивидуальные стили педагогической деятельности» и др. студентам предлагались доклады, сообщения, связанные с опытом нравственного самосовершенствования писателя и педагога, проводилась игра по теме «Как бы на моем месте поступил Л. Н. Толстой в этой педагогической ситуации?». Четверокурсники не только использовали при изучении темы «Педагогическое наследие Л. Н. Толстого» дополнительный мате­ риал и первоисточники, критические замечания С. И. Гессена из книги «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», но и принимали активное участие в процессе защиты их коллегами курсовых работ на те­ мы «Использование этических взглядов Л. Н. Толстого в формировании 200

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=