ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

посетила Ясную Поляну. Ребят встретил Лев Николаевич, долго беседовал с ними, а в конце встречи погладил Машеньку по голове и сказал: «Расти умной и доброй». Толстой как бы благословил ее детей и вну­ ков на у чительский труд, заключили мы свой рассказ: старшая дочь Марии Константиновны, закончив в 1947 году Тульский педагогичес­ кий институт, всю жизнь посвятила школе, да и ваш покорный слуга не избег сей участи. Косвенное воздействие на бессознательное студентов в процессе проведения семинаров и лабораторно-практических занятий осуществ­ лялось и с использованием сборника «Мысли мудрых людей», составлен­ ного графом Л. Н. Толстым в 1903 году. В начале занятия зачитывалась какая-либо фраза, принадлежащая перу автора «Войны и мира», напри­ мер (помечено в сборнике 25 марта): «Доброе дело совершается всегда с у'силием. но когда усилие повторено несколько раз - то же дело стано­ вится привычкой». Далее мы предлагали студентам интерпретировать графически выраженную мысль философа, перенести ее на себя, на учебный процесс, связать с темой занятия. Значительную помощь в реализации фактора значимой личности оказал ст\ денческий дискуссионный клуб «Педагог», где будущие учи ге­ ля в свободной, дружеской обстановке могли обмениваться мнениями, обсуждать педагогические темы и вопросы, не вошедшие в учебный курс. Отдельные заседания клуба были посвящены проблеме становле- • ния личности у чителя, формирования педагогического идеала («Толстой и проблемы самосовершенствования», «Лев Толстой о самовоспита­ нии». «Этические взгляды Л. Н. Толстого и процесс формирования цен­ ностных ориентаций студента педвуза», «Толстой и рефлексия» и др. Используя документальный материал (дневники, письма), студенты го­ товили интересные доклады, сообщения. Так, например, говоря о реф­ лексии. они приводили дневниковые записи Толстого-студента, сделанные им 24 марта 1847 года: «Я много переменился, но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого мне бы хоте­ лось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю, чгО испол­ няю. то исполняю нехорошо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь некоторые правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать» [4]. В докладах, посвященных темам самосовершенствования, само­ воспитания личности, студенты вновь использовали документальный материал: молодой Толстой «строит» себя ежедневно и ежечасно, лиша­ ясь привычных удовольствий. «Выезжать в свет не буду совсем, - пишет он в августе 1845 года Т. А. Ергольскои. - Буду поровну заниматься 199

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=