ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

будущего учителя целесообразно использовать значимую личность JI. Н. Толстого, акцентировав внимание на принципе нр!вственного самоусовершенствования человека. Существующие определения личностной значимости распадаются на две основные парадигмы. Первая описывает значимость другого че­ ловека через те изменения, которые он произвел в данной индивиде; вторая ориентирована на соотнесение и определенное совпадение ха­ рактеристик значимого другого и ценностно-потребностноЙ сферы ин­ дивида. Если в рамках первой парадигмы индивид рассматривается как объект влияния значимого другого, то в рамках второй - он субъект взаимодействия со значимым другим [1]. В нашем случае на значимого другого, определяющего позитив­ ную Я-концепцию будущего учителя, формирующего педагогический идеал студента, можно выйти через опыт нравственного самоусовершен­ ствования молодого JI. Н. Толстого, в центре внимания которого — проблема всестороннего развития человека, его позитивного, адекватно­ го самовосприятия. «Я старался, - говорит Толстой в «Исповеди»,- совершенствовать себя умственно,—я учился чему мог и на что натал­ кивала меня жизнь, я старался совершенствовать свою волР, доставлял себе правила, которым старался следовать; совершенствовал себя фи­ зически, всякими упражнениями изощряя силу и ловкость и всякими лишениями приучая себя к выносливости и терпению» [2], Теоретической основой нашего исследования служит концепция Э. Эриксона, согласно которой обычные беседы-рассказы, содержащие идею косвенного внушения, позволяют через бессознательное инди­ вида воздействовать на его личность, развивать позитивное самовос- приятие. Словесное общение приобретает особую эффективность, если условия, в которых оно происходит, и форма проведения хорошо зна­ комы слушателям. «Большая часть жизни определяется бессознательны^-- Если чи­ таешь что-нибудь вдохновляющее, то бессознательное меняется. Если встречаешься с человеком, который лично для тебя очень ражен - твое бессознательное меняется. По сути дела, положительные моменты осно­ ваны на способности человека изменяться в значительной мере под воз­ действием общения с другим человеком или группой. Изменения происходят быстро и необратимо, когда поставлена цель повлиять на бессознательные стереотипы за счет работы с ценностными ориента­ циями индивида и системой отношений» [3]. Основные условия, влияющие при этом на развитие Я-концепции и формирующие педагогический идеал будущего учителя, следующие: 197

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=