ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Наука образования не может существовать без знания ответа на воп­ рос: какая конечная цель образования? Такой целью, по Толстому, явля­ ется «уразумение» тех нравственных законов, «которые страданиями выработало человечество». Критерием же всей науки образования долж­ на стать свобода человека, отсутствие которой препятствует совпадению обоих стремлений (народа и общества) к образованию. Только на этой основе возможна школа будущего. Как известно. Толстой не просто поучал и теоретизировал, он вы­ работал свой собственный опыт, свою методику в созданной им школе для крестьянских детей 10-13 лет, использовал в обучении собственные учебные пособия. Небезынтересна среди них книга «Учение Христа, изло­ женное для детей». 1 Методика этого пособия такова, что вся история Христа не может не заинтересовать ребенка. Книга написана в форме коротких рас­ сказов, каждый из которых открывает какую-то истину, знание которой необходимо сегодня. В конце каждого рассказика Толстой ставит вопросы, которые рассчитаны не на запоминание, а на размышление: что открыл людям Христос? Что бывает от того, если люди полагают жизнь в теле? Что будет, если люди станут полагать жизнь в духе? Как же надо жить? Толстовское Евангелие не одобряла церковь. И не случайно. В нем нет места для церкви, обрядов, икон. Толкование же христианских цен­ ностей дано в общегуманитарном плане. Например, толкование Толс­ тым Царства Божия. Толстой объяснял его так: Царство Божие не на небе, а только на земле, когда люди избавятся от зла, будут делать только добро, станут едины и будут любить друг друга, а не враждовать. Для того, чтобы оно наступило, нужно изменить свою жизнь. Он пояс­ нял: «Царство Божие придет не само собой, не Бог устроит это царство, а вы сами должны и можете установить это царство Божие, и установите вы его тогда, когда постараетесь изменить жизнь свою» [6]. Характерно объяснение Толстым того, какие люди заслуживают Царства Божия: войдут в это царство не гордые и богатые, а смиренные и нищие; но не те смиренные и нищие, которые не сумели стать гордыми и богатыми, а те, кто не хотел грешить, чтобы стать знатными и богатыми. Человек, разъяснял детям Толстой, есть соль земли. Но неимущему, просто не су­ мевшему разбогатеть, нечем гордиться, это «соль несоленая». Кому нуж­ на соль несоленая? «Соль нужна только тогда, когда она солона; если же она не солона, то она ни на что уже не годится, и ее выбрасывают». Для Толстого Иисус был одним из мудрецов, а не недосягаемым Богом, он так передавал его проповедь: «И не думайте, что Я учу чему-нибудь новому; Я учу тому же, чему учили вас все мудрецы и святые люди. Я учу только тому, как исполнять то, чему они учили» [7]. 194

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=