ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Наука образования не может существовать без знания ответа на воп рос: какая конечная цель образования? Такой целью, по Толстому, явля ется «уразумение» тех нравственных законов, «которые страданиями выработало человечество». Критерием же всей науки образования долж на стать свобода человека, отсутствие которой препятствует совпадению обоих стремлений (народа и общества) к образованию. Только на этой основе возможна школа будущего. Как известно. Толстой не просто поучал и теоретизировал, он вы работал свой собственный опыт, свою методику в созданной им школе для крестьянских детей 10-13 лет, использовал в обучении собственные учебные пособия. Небезынтересна среди них книга «Учение Христа, изло женное для детей». 1 Методика этого пособия такова, что вся история Христа не может не заинтересовать ребенка. Книга написана в форме коротких рас сказов, каждый из которых открывает какую-то истину, знание которой необходимо сегодня. В конце каждого рассказика Толстой ставит вопросы, которые рассчитаны не на запоминание, а на размышление: что открыл людям Христос? Что бывает от того, если люди полагают жизнь в теле? Что будет, если люди станут полагать жизнь в духе? Как же надо жить? Толстовское Евангелие не одобряла церковь. И не случайно. В нем нет места для церкви, обрядов, икон. Толкование же христианских цен ностей дано в общегуманитарном плане. Например, толкование Толс тым Царства Божия. Толстой объяснял его так: Царство Божие не на небе, а только на земле, когда люди избавятся от зла, будут делать только добро, станут едины и будут любить друг друга, а не враждовать. Для того, чтобы оно наступило, нужно изменить свою жизнь. Он пояс нял: «Царство Божие придет не само собой, не Бог устроит это царство, а вы сами должны и можете установить это царство Божие, и установите вы его тогда, когда постараетесь изменить жизнь свою» [6]. Характерно объяснение Толстым того, какие люди заслуживают Царства Божия: войдут в это царство не гордые и богатые, а смиренные и нищие; но не те смиренные и нищие, которые не сумели стать гордыми и богатыми, а те, кто не хотел грешить, чтобы стать знатными и богатыми. Человек, разъяснял детям Толстой, есть соль земли. Но неимущему, просто не су мевшему разбогатеть, нечем гордиться, это «соль несоленая». Кому нуж на соль несоленая? «Соль нужна только тогда, когда она солона; если же она не солона, то она ни на что уже не годится, и ее выбрасывают». Для Толстого Иисус был одним из мудрецов, а не недосягаемым Богом, он так передавал его проповедь: «И не думайте, что Я учу чему-нибудь новому; Я учу тому же, чему учили вас все мудрецы и святые люди. Я учу только тому, как исполнять то, чему они учили» [7]. 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=