ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

кой» [1]. Образование не должно быть для «толпы», т. е. не должно соответ­ ствовать «арелигиозному и безнравственному настроению людей». Обра­ зование призвано способствовать духовной деятельности каждого. Толстой разрабатывал принципы «свободного воспитания». Три ста­ тьи его прямо посвящены этой проблеме: «О народном образовании», «Воспитание и образование», «Процесс и определение образования». Толстого весьма занимала основная дилемма образования: почему во все времена во всех обществах и народ желал образования, и государ­ ство нуждалось в образованных людях, а вместе с тем народ постоян­ но противится усилиям, направленным на его образование? Ситуация такая равным образом сохранялась как в древности, р школах Индии, Египта, Греции и Рима (еще в писаниях Геродота V в. до н. э. можно встретить сетования на то, что молодежь ныне не та, учить­ ся не хочет, изводит родителей и учителей, любит вкусно поесть и по­ лучше одеться), так и в более поздние времена. Родоначальницей современной школы можно назвать Германию, но и она за более чем 200-летнюю историю своей школы не смогла решить этой дилеммы образования. Во все времена народ по большей части выносил из шко­ лы только глубокое отвращение к ней. В чем же дело? Потребность в образовании есть в каждом человеке. Толстой справедливо говорил, что народ любит и ищет образования, как любой человек любит и ищет воздуха для дыхания. Правительство и об­ щество сгорают от желания образовать народ. Толстой видел причину в одном: в образовании применялось и применяется насилие, ученик вынужден подчиняться силе, учиться не тому, что ему интересно, а то­ му, что кому-то нужно. Китайскому мандарину нужно, чтобы ученик заучивал изречения Конфуция, и палками вбивают в детей эти изрече­ ния. В школе все истины несомненны, в то время как в нашей школе никто и знать не желает, где же лежит истина. И именно в эту школу учени­ ка насильно заставляют ходить, а родителей - посылать своих детей. Толстой много размышлял о перспективах школы, о том, как изме­ нить вековую ситуацию, как избавить школу от насилия. Он предложил поискать ответы в философии. В самом деле: «Все философии отыскива­ ют законы добра и зла, отыскав эти законы, они, касаясь педагогики..., заставляют образовывать род человеческий по этим законам. Но каждая из этих теорий, в ряду других теорий, является неполной и вносит толь­ ко новое звено в сознание добра и зла, лежащего в человечестве» [2]. История философии педагогики содержит одну общую мысль: необходи­ мо освободить школу от исторических уз. Это значит, что школа должна заниматься не столько изучением фактов, исторических дат и т. п., сколь­ 192

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=