ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
JI. 3 . Н емировская ШКОЛА БУДУЩЕГО В ПЕДАГОГИКЕ Л. ТОЛСТОГО С давних пор в мировой системе образования есть два подхода: а л т а р ный и эгалитарный. Оба имеют свои достоинства и недостатки. Элитар ный заведомо ущемляет одних, выделяя других. Эгалитарный, хотя и претендует на более демократический (egalite - равный), грозит еще большей несправедливостью, игнорируя разницу в природных способнос тях и ориентируясь на усредненный вариант личности. В традициях рос сийского образования - синтез того и другого подходов. Вместе с тем в XIX веке, когда творил Толстой, преобладало мнение (Победоносцев, Мусин-Пушкин), согласно которому народ, «масса» нуждается не в клас сическом (гуманитарном) образовании, а в практических знаниях, нуж ных для ремесленного ииного труда. Толстой был против такого подхода. Образование он считал ценностью объективной, в которой нуждаются все. подобно тому как все нуждаются в воздухе или солнце. Что же каса ется понятия «толпа», «масса», то у него тоже был свой взгляд на него: под толпой он понимал не просто массу народа, а людей безнравствен ных, бездуховных, равнодушных к самым важным вопросам человечес кой жизни (зачем жить? что делать, чтобы жить достойно?): «Я разумею под толпой не одно простонародье, но большинство безнравственных или не нравственных и равнодушных к высшим вопросам жизни человечес 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=