ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

JI. 3 . Н емировская ШКОЛА БУДУЩЕГО В ПЕДАГОГИКЕ Л. ТОЛСТОГО С давних пор в мировой системе образования есть два подхода: а л т а р ­ ный и эгалитарный. Оба имеют свои достоинства и недостатки. Элитар­ ный заведомо ущемляет одних, выделяя других. Эгалитарный, хотя и претендует на более демократический (egalite - равный), грозит еще большей несправедливостью, игнорируя разницу в природных способнос­ тях и ориентируясь на усредненный вариант личности. В традициях рос­ сийского образования - синтез того и другого подходов. Вместе с тем в XIX веке, когда творил Толстой, преобладало мнение (Победоносцев, Мусин-Пушкин), согласно которому народ, «масса» нуждается не в клас­ сическом (гуманитарном) образовании, а в практических знаниях, нуж­ ных для ремесленного ииного труда. Толстой был против такого подхода. Образование он считал ценностью объективной, в которой нуждаются все. подобно тому как все нуждаются в воздухе или солнце. Что же каса­ ется понятия «толпа», «масса», то у него тоже был свой взгляд на него: под толпой он понимал не просто массу народа, а людей безнравствен­ ных, бездуховных, равнодушных к самым важным вопросам человечес­ кой жизни (зачем жить? что делать, чтобы жить достойно?): «Я разумею под толпой не одно простонародье, но большинство безнравственных или не нравственных и равнодушных к высшим вопросам жизни человечес­ 191

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=