ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

роман Милана Кундеры вышел в 1968 году), всепоглощающей космической усталости (Петер Хандке. Опыт познания усталости, 1989). Обозначенные произведения лишь передают самочувствие личности, вынужденной совершать ценностный выбор, принимать на себя ответст­ венность за судьбу реального мира и чаще всего не готовой к этому предназначению. Но основной признак искусства, по Толстому,- зараже­ ние чувством добра - здесь ослаблен, сведен к констатации своего от­ сутствия, к иронии над ложным пафосом. Бытийственный парадокс нашего времени обнаружился в том, что сугубо материально-прагматический взгляд на мир (а телесность его крайнее воплощение) приводит к самоуничтожению своего носите­ ля. Мотив «материи» и «противоречия», рефлексии о противоречии, который возникает в ходе беседы Жака Дерриды с Жаном-Луи Удби- ном [12], черезвычайно многогранен. «Противоречивость» материи в ее духовности, что подтверждается практикой наших дней. Заботясь о чис­ тоте помыслов, о высоте духовных запросов, человечество активнее сохраняло свой генотип, нежели сегодня, когда все заботы связаны с культом тела. Целомудрие и женственность, например, практически более оправданы для счастья женщины, чем гигиенические прокладки и безопасный секс, о котором она жизнерадостно и бесстыдно кричит с экрана. Прыщи на физиономии обеспокоенного юноши - гораздо меньшая беда, чем утрата мужественности, которой страдают сегодня многие « крутые» представители сильной половины человечества. Примат чувственности над нравственностью сопровождается действиями, глу­ бинный смысл которых составляет Зло [13]. Естественная, мистическая мудрость плоти нуждается в защите от «киллеров» духа. К сожалению, еще невозможно найти научно и эксперименталь­ но обоснованные попытки выделения в особую область физиоло­ гии культуры, занятой изучением воздействия культуры на телесность, на физические параметры человека, хотя отдельные шаги, в частности в создании арттерапии, в этом направлении сделаны. Настала необхо­ димость разрабатывать культуру глаза, уха, «физиономии тела» (пласти­ ка) на основах гарм онии физического и д у х о вн о го , слияния художественного и экзистенциального творчества, которое творится каждым и каждый день. Гармония, слияние, интеграция, объединение, комплексность, концентрация - это признаки универсального творческого процесса, которым охвачено человечество на исходе второго тысячелетия. Для со­ временника в этот рубежный период зримо проступают три перспективы культурного развития: не уступать кризису, не сопротивляться своему 189

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=