ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

1890 г.: «Еще думал: надо бы написать книгу "Жранье"». Валтасаров пир. архиереи, цари, трактиры. Люди думают, что заняты разными важными делами, они заняты только жраньем» [1]. В наши дни тело давно уже стало знаковым символом победы ма­ терии над духом. Бодибилдинг, культуризм, аэробика, различные шоу толстушек, завязшая в зубах реклама, посвященная перхоти, пятнам, запахам, исходящим от человека, задержкам стула и проблеме очищения кишечника важны лишь как гигиенические мероприятия, но отнюдь не как некий идеал совершенства, к которому человечество должно неустан­ но стремиться. Молчание по поводу своей личной, тем более интимной жизни всегда было признаком хорошего тона и воспитания. Сегодня массовая культура эстетизировала то, что в традиционной культуре всегда находилось на периферии или в тайне, в глубинах человеческого быта. Здоровое тело тем самым утратило здоровый дух, и результаты этой потери выражают себя как в культе тела, так и в откровенной насмешке над ним. Телесность стала не только социокультурным [2], но и эстетичес­ ким феноменом наших дней. «Мир тела» называлась выставка 1998 г. в Мангейме, на которой в качестве экспонатов были представлены за­ бальзамированные и препарированные трупы. Неоязычество, новая мифологизация реальности, выраженная в разглядывании не всего человека, а его частей —ног, рук, головы, отдельных органов, сопровож­ дается первозданным удивлением перед малым. Подобный редукцио­ низм - сведение высшего к низшему, самая попытка объяснить ценность человека механизмами его генезиса - это и философски неправильно, и в нравственном отношении глубоко ошибочно. Человек, постигая мир, растерял свою органичность - в этом суть проблемы дегуманизации современного общества. Перенасыщенность обнаженной натуры, бру­ тальность повседневности, искажение человеческого, превращение его в нечеловеческое, трансформация одних лиц в другие («эффект оборот­ ня») означают, по сути, что горький вывод русской культуры XIX ве­ ка «Бога нет, значит, все дозволено» сегодня звучит: «Человека нет, значит, можно вообще все». «Любовь-ненависть по отношению к телу,- отмечают создатели современной европейской леворадикальной философии М. Хоркхаймер и Т. В. Адорно,- окрашивает всю новейшую культуру. Как нечто по­ бежденное, порабощенное тело еще раз подвергается осмеянию и по­ ношению и в то же время оказывается желанным как нечто запретное, овеществленное, отчужденное. Только культуре известно тело как вещь. 186

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=