ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
В. А. Фортунатова Л. толстой И«НОВАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ» Традиционное противопоставление материальной и духовной культуры в наши дни не потеряло своей прежней остроты. Зловещая гравитация материальной реальности нависла над общекультурными ценностями, абсолютно разная природа мыслительных и чувственных стереотипов в обществе стала восприниматься как проявление антропологического кризиса, как оскудение интеллектуально-эмоциональных ресурсов на шего современника, физически не способного подняться до нравствен ных и духовных высот своих предшественников. Обращение к наследию JI. Н. Толстого свидетельствует о том, что подобные опасения не раз актуализировались на протяжении истории мировой, и в особенности русской, культуры. Еще в период древне русской иконописи борьба с биологизмом, с кровавым царством самодовлеющей и сытой плоти возводилась в нравственный закон и эстетизировалась истонченной телесностью в русской иконе. Смирение животного, плотского начала в человеке - одна из важ нейших нравственных идей JI. Н. Толстого, которую он разрабатывал и в своих трудах, и в художественных произведениях, и в собственной жизни. В его дневнике мы находим характерную запись от 25 июня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=