ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

диаметре на верхнем радиусе представлены «естественные знания», на нижнем - «философия». На третьем диаметре - общественная жизнь и история, география, этнография, жизнь народов. На четвертом диамет­ ре - «словесность, искусство и математика». Окружность с равными ра­ диусами - модель одинаковой глубины и продолжительности всех школьных дисциплин. Новые учебные дисциплины призваны были дать то основное, без чего невозможна полноценная творческая жизнь человека,- учение о смысле духовной жизни. Толстой считал, что без этической, смысловой основы содержа­ ние образования превращается в «...нагромождение пустых, случайных, ненужных знаний, называемых наукой, которые не только не полезны, но приносят величайший вред людям, скрывая от них необходимость одних нужных человеку знаний». А рационалистическая идея о все- сильности разума привела к тому, что «...количество предметов зна­ ния бесконечно. И так же бесконечно то совершенство, до которою может быть доведено каждое знание», т. е. никогда. Завершая свой жизненный путь, в ответе на письмо В. Ф. Булгако­ ва с просьбой уточнить понятия воспитание и образование, Толстой оставил нам следующее: «...главная и единственная забота людей, заня­ тых вопросами образования, может и должна состоять прежде всего в том. чтобы выработать соответственное нашему времени религиозное или нравственнее учение и. выработав таковое, поставить его во главе образования. ...В этом, по моему мнению, состоит первое... единственное дело не только образования, но и всей науки нашего времени...». Это пожелание, напутствие JI. Н. Толстого придает силы тем, кому дороги судьбы народного образования. Примечания 1. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5. 2. Слободчиков В. И.. Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. 3. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. М., 1928-1958. С. 403. 4. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С. 216 5, Там же. С. 216. 6. Там же. С. 235. 7. Там же. С. 234. 8. Гам же. С. 235. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=