ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Толстым были подготовлены небольшие рассказы. Изречения выдающихся мыслителей прошлого были разбиты на следующие разделы: Бог, жизнь в воле Бога, человек - сын Бога, любовь: совер­ шенствование, усилие, мысли, слова, поступки - дела, соблазны вн\ т- ренние, соблазны внешние, смирение, самоотречение, непротивление, жизнь в настоящем, смерть, жизнь - благо, вера. Так появились «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Эта работа писателя оказалась созвучна разделам последней книги «Путь жизни», созданной для взрослых, и как бы предваряла ее. Конечно, содержание «уроков морали» может быть оценено толь­ ко в контексте всего учения Толстого о духовности, смысле и ценнос­ тях, природе этического познания. О самой методике этих уроков не сохранилось подробных свидетельств, кроме небольших отголосков в дневниковых записях писателя и свидетельств педагога П. А. Буланже, помогавшего Толстому в работе издательства «Посредник». Известно, что В. И. Ленин назвал данный опыт Толстого проявлением поповщи­ ны, идеологического воздействия на детей. Преподавание Толстого нисколько не напоминало догматический перечень норм поведения. Писатель с присущей ему способностью живо­ го, образного рассказа создавал жизненные, понятные детям ситуации, в которых моделировалось поведение людей. Толстой писал, что «все больше продвигается» в этом деле и что «есть успехи». Вероятно, эти беседы, учитывая необыкновенный дар Толстого- рассказчика, создавали некое духовное поле общения, напоминавшее пример урока истории из времен Отечественной войны 1812 года в Яснополянской школе в 1862 г. В период разработки религиозно-нравственного учения Толстой сделал попытку сформулировать своеобразную программу перестройки школьного образования с включением новых учебных дисциплин. «Религиозное понимание жизни» - оно должно было ответить на вопрос: «Что я такое, какое отношение мое, моей отдельной личнос­ ти ко всему бесконечному миру?». Такая новая учебная дисциплина, как «Нравственное учение», должна была ответить на другой вопрос: «Кан­ ине сообразно с этим моим отношением к миру жить, то делать и чего не делать». Толстой сравнивал содержание школьного образования с окр\ж- ностью, диаметры и радиусы которой определяли место учебных дисцип­ лин. Так, горизонтальный диаметр двумя своими радиусами представлял «Религиозное воспитание смысла жизни» и «Деятельность жизни, глав­ ное руководство ее» (нравственное учение). На перпендикулярном 182

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=