ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
это объективный закон жизни, но проявляется только в человеке, кото рый развивает свою духовность. В Астапове Толстой диктовал свое последние понимание Бога: «Бог есть то неограниченное все, чего человек сознает себя ограничен ной частью... искать, все время искать». Упреки Толстого церковному христианству (учение о смысле жизни с догматами, таинствами, искуплением людей от грехов Хрис том, упование на божественную силу и снижение требований к чело веку и некоторые другие) не должны в наши дни обесценить весь исследовательский замысел писателя и мыслителя. Толстой считал, что время бессознательной веры, принявшей внешние формы, прошло. Человечество нуждается в более совершенных формах религиозного сознания, в осмысленной вере. Толстой стремился к развитию учения Христа, а также многих других выдающихся рели гиозных мыслителей, философов, которые еще в далеком пошлом вы сказывали мысли, нашедшие свое отражение в его творчестве. В своих религиозных исканиях Толстой явился предтечей целой плеяды русских философов начала XX века, которые оценивали нрав ственный опыт человечества как глубоко личностный духовный твор ческий путь каждого человека. Безусловно, что педагогическое творчество писателя, особенно поднятые им проблемы самовоспитания, самосовершенствования, ново го понимания целей и результатов воспитательной работы невозмож но понять вне его религиозно-нравственного учения. Создание писателем духовной онтологии, устремленной к смыслу и ценностям жизни человека, признание духовного начала - глубинного «Я», базовой природной мотивации —стремления к благу, личностно деятельностной аксиологической природы психологического развития как обретение родовой сущности, выделение этапов онтологиза- ции морали (бессознательного и сознательного), установка на взаимо связь чувственного и рационального в развитии человека и, наконец, понимание воспитания как формы нравственного развития, при кото ром целью и образом является фигура Христа,- все это позволило Тол стому, оставаясь в рамках научного понимания картины мира, использовать идею Бога, богообщения для развития гуманистическо го сознания. Будучи по духу экспериментатором, Толстой предпринял чрезвы чайно смелую попытку «преподавать нравственность» мальчикам 8-10 лет в своем доме в Ясной Поляне в 1906-1907 гг. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=