ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

это объективный закон жизни, но проявляется только в человеке, кото­ рый развивает свою духовность. В Астапове Толстой диктовал свое последние понимание Бога: «Бог есть то неограниченное все, чего человек сознает себя ограничен­ ной частью... искать, все время искать». Упреки Толстого церковному христианству (учение о смысле жизни с догматами, таинствами, искуплением людей от грехов Хрис­ том, упование на божественную силу и снижение требований к чело­ веку и некоторые другие) не должны в наши дни обесценить весь исследовательский замысел писателя и мыслителя. Толстой считал, что время бессознательной веры, принявшей внешние формы, прошло. Человечество нуждается в более совершенных формах религиозного сознания, в осмысленной вере. Толстой стремился к развитию учения Христа, а также многих других выдающихся рели­ гиозных мыслителей, философов, которые еще в далеком пошлом вы­ сказывали мысли, нашедшие свое отражение в его творчестве. В своих религиозных исканиях Толстой явился предтечей целой плеяды русских философов начала XX века, которые оценивали нрав­ ственный опыт человечества как глубоко личностный духовный твор­ ческий путь каждого человека. Безусловно, что педагогическое творчество писателя, особенно поднятые им проблемы самовоспитания, самосовершенствования, ново­ го понимания целей и результатов воспитательной работы невозмож­ но понять вне его религиозно-нравственного учения. Создание писателем духовной онтологии, устремленной к смыслу и ценностям жизни человека, признание духовного начала - глубинного «Я», базовой природной мотивации —стремления к благу, личностно­ деятельностной аксиологической природы психологического развития как обретение родовой сущности, выделение этапов онтологиза- ции морали (бессознательного и сознательного), установка на взаимо­ связь чувственного и рационального в развитии человека и, наконец, понимание воспитания как формы нравственного развития, при кото­ ром целью и образом является фигура Христа,- все это позволило Тол­ стому, оставаясь в рамках научного понимания картины мира, использовать идею Бога, богообщения для развития гуманистическо­ го сознания. Будучи по духу экспериментатором, Толстой предпринял чрезвы­ чайно смелую попытку «преподавать нравственность» мальчикам 8-10 лет в своем доме в Ясной Поляне в 1906-1907 гг. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=