ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
и мстительного, от Бога-господина - до доброго, понимающего, поддер живающего, но авторитетного Бога-отца. Для духовного человека Бог становится символом духовного мира, истины, добра, любви. В понимании такого человека любить Бога - это значит стремиться к полному развитию своих способностей любить, занять позицию «быть», а не «иметь». В связи с этим стоит обратить внимание на то, чем чревата жизнь без Бога, которая может привести к разгулу страстей, злобы, ненависти, когда человек «дичает». Поэтому так жестко отреагировал Толстой на мысль Фейербаха, что идея Бога обедняет человека. На самом деле, как показал Толстой, идея Бога воз вышает человека, Бог - это и есть Дух. Толстой подтвердил, что развитие религиозного сознания идет по пути превращения Бога из Отца в символ его свойств: истины, разума, любви. Бог Толстого перестает быть личностью, он становится символом единого первоначала всего сущего, это как символ расте ния, произрастающего из духовного семени в душе человека. Все выска зывания о Боге у Толстого проникнуты тонким психологизмом и образностью, видением подсознательного, тех пластов сознания, где корни растения - это «подсознательные» Бог или совесть челове ка, «глас божий». Идея Бога - это и есть у Толстого кардинальная идея разреше ния противоречий человеческого существования, это идея смысла, зако на, всеобщего, и его взаимосвязи с конечным, уникальным. По Н. О. Лосскому, эта идея абсолютного добра и конкретной этики, поведения человека - тот универсальный ключ, который, по сло вам Толстого, подходит ко всем человеческим сердцам. Раздел «Бог» книги «Путь жизни» - практически самое последнее по времени понимание Толстым идеи Бога. Это завершение его ре лигиозных и духовных исканий, в которых он резюмирует: духовное в человеке и есть Бог с его свойствами - разумом и .любовью. Он прихо дит к выводу, что во всех религиях мира понятие «духовное» было аналогичным понятию «Бог» —как «отдаленное от всего духовное сущест во», которое человек знает в себе и других существах - то, посредством чего человек знает себя, «видит, слышит, ощупывает мир кругом себя». Следовательно, Бог —это и есть духовное сознание человека, а свойства его - разум и любовь - это форма нравственной жизни. Тол стой создал прекрасные образы для выражения этих идей - человека, который задыхается без «воздуха - Бога», рыб, которые живут в воде (с Бо гом), но чувствуют это только тогда, когда оказываются на суше и поги бают («Беседы с детьми по нравственным вопросам»). Бог Толстого - 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=