ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

и мстительного, от Бога-господина - до доброго, понимающего, поддер­ живающего, но авторитетного Бога-отца. Для духовного человека Бог становится символом духовного мира, истины, добра, любви. В понимании такого человека любить Бога - это значит стремиться к полному развитию своих способностей любить, занять позицию «быть», а не «иметь». В связи с этим стоит обратить внимание на то, чем чревата жизнь без Бога, которая может привести к разгулу страстей, злобы, ненависти, когда человек «дичает». Поэтому так жестко отреагировал Толстой на мысль Фейербаха, что идея Бога обедняет человека. На самом деле, как показал Толстой, идея Бога воз­ вышает человека, Бог - это и есть Дух. Толстой подтвердил, что развитие религиозного сознания идет по пути превращения Бога из Отца в символ его свойств: истины, разума, любви. Бог Толстого перестает быть личностью, он становится символом единого первоначала всего сущего, это как символ расте­ ния, произрастающего из духовного семени в душе человека. Все выска­ зывания о Боге у Толстого проникнуты тонким психологизмом и образностью, видением подсознательного, тех пластов сознания, где корни растения - это «подсознательные» Бог или совесть челове­ ка, «глас божий». Идея Бога - это и есть у Толстого кардинальная идея разреше­ ния противоречий человеческого существования, это идея смысла, зако­ на, всеобщего, и его взаимосвязи с конечным, уникальным. По Н. О. Лосскому, эта идея абсолютного добра и конкретной этики, поведения человека - тот универсальный ключ, который, по сло­ вам Толстого, подходит ко всем человеческим сердцам. Раздел «Бог» книги «Путь жизни» - практически самое последнее по времени понимание Толстым идеи Бога. Это завершение его ре­ лигиозных и духовных исканий, в которых он резюмирует: духовное в человеке и есть Бог с его свойствами - разумом и .любовью. Он прихо­ дит к выводу, что во всех религиях мира понятие «духовное» было аналогичным понятию «Бог» —как «отдаленное от всего духовное сущест­ во», которое человек знает в себе и других существах - то, посредством чего человек знает себя, «видит, слышит, ощупывает мир кругом себя». Следовательно, Бог —это и есть духовное сознание человека, а свойства его - разум и любовь - это форма нравственной жизни. Тол­ стой создал прекрасные образы для выражения этих идей - человека, который задыхается без «воздуха - Бога», рыб, которые живут в воде (с Бо­ гом), но чувствуют это только тогда, когда оказываются на суше и поги­ бают («Беседы с детьми по нравственным вопросам»). Бог Толстого - 180

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=