ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Духовный рост, «способ соединения своей души с Ьогом и с душа­ ми других людей», помогут человеку видеть те препятствия, которые блокируют его творческое развитие. К ним Толстой относил «грехи, то есть потворства похогям тела, соблазны, то есть ложные представления о благе, и суеверия, то есть ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны». Грехи, т. е. вредные привычки, и соблазны - анормальные духов­ ные состояния, гордыня (гнев), самоуверенность и презрение, «состо­ яние блудливости» (прелюбодеяния в душе), духовная несвобода, в которой блокируются силы роста и совести, состояние ненависти,- согласно Толстому, замыкают человека в непродуктвном поведении и, в конечном счете обрекают на страдания. Соблазны - определенные социальные стереотипы мышления - идеологические установки, кото­ рые как бы отрывают человека от него самого. Основным же препятствием, по Толстому, является «ложная вера» или «суеверие государства, церкви, науки», дающее человеку неверные представления о его природе, о добре и зле, о том, что мешает само­ стоятельности мышления, способности «свободно и радостно» испол­ нять волю Бога или «быть ведомым», когда человек себя «мучит, душит, старается противиться». Толстой обратил внимание на такую психологическую защиту, которая получила в словаре гуманистической психологии второй поло­ вины XX века названия десакрализации и комплекса Ионы, отказав­ шегося идти проповедовать в Ниневию. На нашей русской почве, считал Толстой, этот комплекс приобрел форму отказа от собственного мнения и веры во «власть урядника», и это надо преодолевать «уси­ лиями сознания». Человеку требуется большая сила воли, чтобы оставаться самим собой, отказаться от психологических защит, социальных ролей, фаса­ дов. Выход из этого состояния - разумная вера, осознание смысловых аспектов жизни. Однако писатель признавал, что многие люди даже не ставят подобных вопросов. Что же блокирует непродуктивное поведение человека, делает его психически и физически здоровым? По Толстому, это усилия само­ отречения. смирения, правдивости, однако самое главное - непро­ тивление злу. Борьба с грехами, соблазнами, суевериями и победа над ними в этом и есть смысл, радость человеческой жизни. Тема богообщения в религиозных исканиях Толстого много­ образна. Толстой отразил развитие идеи Бога, связанной со структурой сознания личности от Бога ветхозаветного, деспотичного, ревнивого 179

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=