ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

использованы Толстым для объяснения проблем духовного развития че­ ловека и человечества. Религиозно-нравственное учение Толстого можно назвать учением о бескорыстной любви как творческой разумной деятельности, даю­ щей чувства удовлетворения, радости, счастья, просветления, благово­ ления, ощущения полноты бытия. Развивая христианское понимание сущности человека как бытия для других (но не понимая эту позицию как позицию самоспасения), используя созвучные ему мысли Шопен­ гауэра о нравственных действиях человека, ведущих к «расширению» личности, перенесение цели деятельности из себя в другие существа и понимание духовной сущности других существ, Толстой сформулиро­ вал принцип имманентности всего всему, нравственный закон «служе­ ние каждого всем и потому всех каждому». Толстой использовал понятие «любовь» для объяснения пути жизни как множества творческих нравственных актов, с помощью кото­ рых происходит сублимация страстей, влечений, «телесных похотей». Любовь-творчество помогает понять онтологическое преображение человека, когда чувства и стремления одного лица подхватываются другим. В учении Толстого любовь это деятельность добра, инструмент обретения смысла, средство выражения духовной сущности, способ бытия - «истинной» жизни, т. е. сама жизнь. Толстой писал, что в раннем детстве душа еще не засорена ложью жизни и каждый не может не вспомнить «...блаженного чувства уми­ ления, при котором хочется любить всех: и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку: хочет­ ся одного - чтоб всем было хорошо, чтобы все были счастливы, и еще более хочется того, чтобы самому сделать так... чтобы всем было хоро­ шо, самому отдать себя, всю свою жизнь на то, чтоб всегда всем было хорошо и радостно. Это-то и есть, и эта одна и есть та любовь, в кото­ рой жизнь человека». Любовь как творчество жизни - врожденная способность человека, «...нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав», которыми Толстой называет влечения, желания. Этот росток любви люди «ухватывают» «грубыми руками», «заминают», «начинают переса­ живать», и «росток умирает, не расцветши», Для любви-творчества нужно только, «чтобы ничто не скрывало... солнца разума, которое одно взращивает его», и тогда «он могущественный только при своем разрое­ те». В этом образе Толстой выразил мысль о понимании духовного разви­ тия как актуализации духовных сил. как естественного свойства их духовного развития. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=