ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
использованы Толстым для объяснения проблем духовного развития че ловека и человечества. Религиозно-нравственное учение Толстого можно назвать учением о бескорыстной любви как творческой разумной деятельности, даю щей чувства удовлетворения, радости, счастья, просветления, благово ления, ощущения полноты бытия. Развивая христианское понимание сущности человека как бытия для других (но не понимая эту позицию как позицию самоспасения), используя созвучные ему мысли Шопен гауэра о нравственных действиях человека, ведущих к «расширению» личности, перенесение цели деятельности из себя в другие существа и понимание духовной сущности других существ, Толстой сформулиро вал принцип имманентности всего всему, нравственный закон «служе ние каждого всем и потому всех каждому». Толстой использовал понятие «любовь» для объяснения пути жизни как множества творческих нравственных актов, с помощью кото рых происходит сублимация страстей, влечений, «телесных похотей». Любовь-творчество помогает понять онтологическое преображение человека, когда чувства и стремления одного лица подхватываются другим. В учении Толстого любовь это деятельность добра, инструмент обретения смысла, средство выражения духовной сущности, способ бытия - «истинной» жизни, т. е. сама жизнь. Толстой писал, что в раннем детстве душа еще не засорена ложью жизни и каждый не может не вспомнить «...блаженного чувства уми ления, при котором хочется любить всех: и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку: хочет ся одного - чтоб всем было хорошо, чтобы все были счастливы, и еще более хочется того, чтобы самому сделать так... чтобы всем было хоро шо, самому отдать себя, всю свою жизнь на то, чтоб всегда всем было хорошо и радостно. Это-то и есть, и эта одна и есть та любовь, в кото рой жизнь человека». Любовь как творчество жизни - врожденная способность человека, «...нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав», которыми Толстой называет влечения, желания. Этот росток любви люди «ухватывают» «грубыми руками», «заминают», «начинают переса живать», и «росток умирает, не расцветши», Для любви-творчества нужно только, «чтобы ничто не скрывало... солнца разума, которое одно взращивает его», и тогда «он могущественный только при своем разрое те». В этом образе Толстой выразил мысль о понимании духовного разви тия как актуализации духовных сил. как естественного свойства их духовного развития. 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=