ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
пии, а идеал полного, бесконечного божеского совершенства. Исполь зуя образ гребца и реки жизни, Толстой говорит, что пристать к другому берегу можно, если всеми силами направлять ход гораздо выше наме ченного пункта. Суть жизни состоит в отклонении от «животного состо яния» к «божескому» настолько, насколько это возможно. Стремление к росту, развитию, эта подсознательная природная мотивация - частица Бога в душе человека, слабый росток среди сорных трав, который человек должен сознательно взрастить в себе в процессе само совершенствования. Для этого процесса важен не результат как таковой, «степень совершенства», а ускорение движения к совершенству. Однако писатель неоднократно подчеркивал взаимосвязь этих двух равнодействующих сил жизни. Обретая человеческую сущность, чело век использует свою личность как инструмент, «лопату» «приобретения таланта». В трактате «О жизни» Толстой подробно анализирует невоз можность такого толкования в позитивизме, где человек существо конеч ное. В религиозно-нравственном учении Толстого эти два уровня - человек и личность - соотносятся как форма и содержание одного процес са становления человека, существа конечно-бесконечного. Для объяснения самого характера сопряжения «плоти» и «духа» в пространстве души Толстой использовал понятие «любовь». С помощью понятия «любовь» Толстой объяснил сущность пси хологического развития человека, разрешения экзистенционального протворечия и достижения полноты творческих, нравственных, эмоцио нальных сил, достижение «целостности личности». Все аспекты любви в рамках религиозно-нравственного учения - к Богу, к себе, к ближнему - наполнены творческим содержанием. Лю бовь-творчество - это способ бытия, жизнетворчества. С помощью любви человек преодолевает отчужденность, разобщенность. Любовь к себе и ближнему - это есть любовь к Богу в других, но это объектив ная данность, духовность, отказавшись от которой, человек перестает быть человеком. Толстой использовал аспекты христианского понимания любви, подчеркивал, что это понимание «...признает любовь и к себе, и к семье, и к народу, и к человечеству, и ко всему живому и неживому, призна ет необходимость бесконечного расширения любви... но предмет любви не вне себя, а в себе же самом, в своей личности, но личности божес кой». Согласно христианскому учению, любовь - не необходимость, а существенное свойство души человека. Человек не может не любить. Смысл жизни и заключается в том, чтобы любить Бога как начало всего во всем. Именно эти аспекты христианского учения о любви были 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=