ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Горизонтальная плоскость в этой модели означает пространствен ное и временное существование, «давку обезумевшей толпы у ворот жизни». Смыслом, целью такой жизни становится человек с его раз растающимися потребностями, неудовлетворение которых приводит к страданиям. Вертикальная плоскость, пересекаясь с горизонтальной, выявляет всеобщее, родовое, божественное, бесконечное. Она притягива ет взор наш к вершине - образу идеальной деятельности, воплощенной в идее Бога. Многообразие жизни обеспечивается различными связя ми между этими плоскостями, а «встреча» вертикальных и горизон тальных движений происходит в каждый момент жизни. Жизнь проявляется только в настоящем. Время и пространство - условия рас крытия бесконечного в конечном. Только во времени и пространстве есть движение, т. е. стремление к расширению, просветлению, совершен ству. Важна не продолжительность жизни как таковой, а ее глубина, содержательность. Добрый поступок, усилие добра - это и есть деятель ность настоящего; она должна иметь свойство божественного, быть разумна и добра, это и есть вечная жизнь. По Толстому, пересечение духовной, смысловой, вертикали (сверх сознания) и горизонтали отдельных временных сознаний - это момент воплощения нравственных целей, обнаруживающих глубинное «Я». Смысловые связи пересекаются с инструментальными, поведенческими, происходит «встреча» онтологических слоев сознания и тех «времен ных сознаний», которые выражаются в мире внешнем, бытийном. Имен но этот момент жизни настоящий, такая встреча «плоти и духа», выявляет истинное лицо человека, разрешает противоречие, приводит либо к нравственному возвышению, либо к регрессу. В книге «Царство Божие внутри вас» Толстой обращал вни мание на то, что степень отклонения от вертикали души зависит от осмысленности жизни человека, ограничения ее эгоцентрическими или группоцентрическими установками, которые всегда «текучи», процессуальны. Высшие гуманистические установки возникают в ре зультате сознательных усилий, своеобразной перестройки сознания. Толстой неоднократно указывал, что божеское совершенство явля ется асимптотой жизни человека, к которому он всегда стремится, но ко торое может быть достигнуто только в бесконечности. Толстой обращал внимание на искажение учения Христа, если идеал воспринимается как правило. Смысл учения Христа заключается в том, что человек ру ководствуется внутренним сознанием возможности достижения бо жеского совершенства не внешними правилами. В душе человека, писал Толстой, находятся не умеренные правила справедливости и филантро 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=