ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Горизонтальная плоскость в этой модели означает пространствен­ ное и временное существование, «давку обезумевшей толпы у ворот жизни». Смыслом, целью такой жизни становится человек с его раз­ растающимися потребностями, неудовлетворение которых приводит к страданиям. Вертикальная плоскость, пересекаясь с горизонтальной, выявляет всеобщее, родовое, божественное, бесконечное. Она притягива­ ет взор наш к вершине - образу идеальной деятельности, воплощенной в идее Бога. Многообразие жизни обеспечивается различными связя­ ми между этими плоскостями, а «встреча» вертикальных и горизон­ тальных движений происходит в каждый момент жизни. Жизнь проявляется только в настоящем. Время и пространство - условия рас­ крытия бесконечного в конечном. Только во времени и пространстве есть движение, т. е. стремление к расширению, просветлению, совершен­ ству. Важна не продолжительность жизни как таковой, а ее глубина, содержательность. Добрый поступок, усилие добра - это и есть деятель­ ность настоящего; она должна иметь свойство божественного, быть разумна и добра, это и есть вечная жизнь. По Толстому, пересечение духовной, смысловой, вертикали (сверх­ сознания) и горизонтали отдельных временных сознаний - это момент воплощения нравственных целей, обнаруживающих глубинное «Я». Смысловые связи пересекаются с инструментальными, поведенческими, происходит «встреча» онтологических слоев сознания и тех «времен­ ных сознаний», которые выражаются в мире внешнем, бытийном. Имен­ но этот момент жизни настоящий, такая встреча «плоти и духа», выявляет истинное лицо человека, разрешает противоречие, приводит либо к нравственному возвышению, либо к регрессу. В книге «Царство Божие внутри вас» Толстой обращал вни­ мание на то, что степень отклонения от вертикали души зависит от осмысленности жизни человека, ограничения ее эгоцентрическими или группоцентрическими установками, которые всегда «текучи», процессуальны. Высшие гуманистические установки возникают в ре­ зультате сознательных усилий, своеобразной перестройки сознания. Толстой неоднократно указывал, что божеское совершенство явля­ ется асимптотой жизни человека, к которому он всегда стремится, но ко­ торое может быть достигнуто только в бесконечности. Толстой обращал внимание на искажение учения Христа, если идеал воспринимается как правило. Смысл учения Христа заключается в том, что человек ру­ ководствуется внутренним сознанием возможности достижения бо­ жеского совершенства не внешними правилами. В душе человека, писал Толстой, находятся не умеренные правила справедливости и филантро­ 176

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=