ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

ются как аспекты поведения конкретных людей. Лучшим примером для христиан был образ Христа - живого конкретного человека. В трактате «О жизни» Толстой прекрасно описал момент онтоло­ гического преображения человека. При этом он использовал не только пример жизни Христа, но и пример жизни любимого и рано ушедшего из жизни старшего брата Николая. Сила разумно-любовной жизни Христа, его отношение к миру действуют до сих пор. «Сила эта есть сам живой Христос» [27]. Кстати, именно в этом видел заслугу Толстого известный богослов В. В. Зеньков- ский. Эти прозрения Толстого значительно позднее получили подтверж­ дения \ Н. Л. Бердяева [28], С. Л. Рубинштейна [29], В. Франкла [30], обративших внимание на изначально неправильно поставленный вопрос с\бъектно-объектных отношений, разверзающий «пропасть» межд\ познающим и познаваемым. Полноценное психологическое развитие человека мыслится Толс­ тым как присвоение, обретение родовой сущности - духовности с се основными свойствами: разумом и любовью. Поэтому жизнь или путь жизни - это непрерывное преодоление главного «разлома» родо-видо­ вого противоречия. Свое видение этого противоречия Толстой передает, используя образ вертикали и горизонтали души святоотеческой литературы. По мысли Толстого, соотнесение горизонтали и вертикали души это данность человека как существа конечно-бесконечного, когда ду­ ховное (вертикаль, внутренняя часть души) в человеке «созидает и прида­ ет форм\ материалу». Толстой указывал в связи с этим на то, что Иисус учит не ангелов, а людей, в своих проповедях он призывает людей к осознанию силы божеской, освобождению ее от всего, что задерживает развитие и до­ ведение ее до высшего напряжения В увеличении этой силы и ее «осво­ бождении') - суть «истинной жизни человека». Это и есть благо. Полноту жизни, степень духовности в каждый момент можно ус ­ ловно представить в виде вектора, вертикальная ось которого есть духов­ ная составляющая, а горизонтальная - «животная». Величина их отношения определяет положение вектора, его сдвиг, соответствует ве­ личине угла между ними. Духовный рост, или «движение от себя к Бо­ гу»,- это подъем вектора жизни, увеличение угла. Остановка духовного роста - «существование в гробах своих». В трактате «О жизни» Толстой использует образ пересечения гори­ зонтальной и вертикальной плоскостей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=