ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
ям жизнедеятельности человека сформулировано в смысловых еди ницах поведения - заповедях. Действенность всеобщего родового, нрав ственного может проявиться только в условиях, адекватных тем «первоначальным», которые стали побудительными для конкретных нравственных действий и затем вошли в духовную культуру челове ческого сообщества. «Знание жизни можно найти только жизнью» - таким образом Толстой выразил личностно-деятельностную природу способа воплощения нравственных ценностей и вместе с тем показал ик земные истоки. Духовные начала и вытекающие из них правила поведения, отме чал Толстой, человечество выработало так же, как свои «практичес кие приобретения». Для понимания того, как же происходит перестройка сознания, переход от эгоцентрического и группоцентрического способа отношения к миру гуманистическому, Толстой обратился к образу христианской антропологии - предельному мистическому центру души, сокровенному сердцу, духу, ибо он глубинное «Я» человека, аксиологический стержень сознания, собирающий все силы души - разум, волю, чувства, совесть. Именно благодаря этому «сокровенному сердцу» происходит ду ховное эмоциональное постижение. «Сокровенное сердцу» шире интел лектуального, ему доступно красота, святость, добро, оно помогает человеку преодолевать грехи, добиваться целостности, а следователь но, здоровья. Этот единственный «вечный» (объективный) закон проявляется в действиях человека, в желании перестроить свое сознание от ориен тированного на сугубо личные интересы до высшей формы сознания духовного, нравственного, «божеского». И если это «присвоение» по нимать онтологически, как перестройку сознания, то тогда действи тельно исчезает абсурдное по сути представление о пропасти между познающим и познаваемым - человек в Боге, а Бог в человеке. Толстой по-новому для своего времени объяснил саму деятель ностную природу присвоения духовной культуры на основе не нормы, закона, которые разверзали пропасть между познающим и духовной культурой, нравственностью, а на основе образа деятельности конкрет ной личности. Что же такое образ в понимании Толстого? Это не продукт, не результат, не «объективированные» духовные нравственные ценности. Эти ценности могут провиснуть в безвоздушном пространстве, если они мертвы. Но они становятся образом деятельности, когда воспрйнима-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=