ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

был признать факт низкой мировоззренческой культуры, неумения как ве­ рующих, так и неверующих рефлексировать проблему личного смысла жизни и ценностей. Причины этого писатель видел в натуралистической направленности как философского знания своей эпохи, так и церковного учения о личном спасении. Извращение смысла жизни извратило всю разумную деятельность человека, так как из человеческого знания исчезла «самая важная и законная область деятельности человека - знание того... что должен человек делать для того, чтобы ему самому быть счастливее и лучше», то есть этическое содержание. Толстой связывал явление искажения смысла с неспособностью дать ответ на вопрос: «Как жить лучше?», что в свою очередь приводит к пассивности людей, снижению ответственности. Он писал, что через несколько веков истории это искажение смысла будет составлять «...не­ истощимый предмет смеха и жалости будущих поколений», так как уче­ ные люди «...находились в повальном сумасшествии... воображая, что им принадлежит вечная блаженная жизнь... и занимались всякими элуку- брациями о том, как, по каким законам наступит для них эта жизнь, сами же ничего не делали и не думали никогда ничего о том, как сделать эту свою жизнь лучше» [25]. Намекая на позицию марксистов о якобы по­ лезности обострения противоречий между трудом и капиталом, которое ускорит «наступление хорошей жизни» в соответствии с законом обще­ ственного развития, Толстой писал, что люди в ожидании момента, когда жизнь сама собой сделается хорошей, живут как на постоялом дворе, думая, что где-то есть настоящая. Смысл жизни человека в самой нашей реальной жизни, «во все большем и большем сознании в себе Бога», именно в этом осозна­ нии смысла, ценности содержится мотив жизни в мире ценностей - это и есть проявление в «телесной личности» «действительно существу­ ющего» «вечного всего», что не существует пропасти между познаю­ щим и познаваемым. Толстой указывал на идентичность (но не автоматизм) этапов раз­ вития нравственного сознания в онто- и филогенезе, считая при этом, что бедствия, страдания способствуют «...уяснению, утверждению, упрощению и общедоступности нравственной истины», что нравствен­ ное сознание человечества «...не переставая изменяется, более и более уясняясь и очищаясь [26]. В религиозном сознании человечества накоплен огромный опыт выдающихся религиозных деятелей (Христа, Будды, Магомета, Конфу­ ция, Лао-цзы и др.), которые и сами по себе являются абсолютными ценностями. Их личное нравственное отношение к основным услови­ 173

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=