ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Идея Бога позволила Толстому считать религиозное сознание сверхсознанием, а понимание глубокой связи религии и нравственности позволило сверхсознание назвать нравственным. Известно его высказывание о том, что «когда я говорю религиоз­ ный человек, я имею в виду просто высоконравственный человек... когда я говорю Бог, я имею в виду добро... когда я пишу о царстве Божием, я имею в виду до конца нравственные отношения между людьми». Религия объясняет центральную смыслообразующую характери­ стику человека - способ отношения к миру. «Религия есть установленное человеком между собой и вечным бесконечным миром или началом и первопричиной его известное отно­ шение». И далее: «Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру» [21]. Религия является необходимым условием жизни каждого челове­ ка. Религиозное чувство не зависит от уровня образования, не может уничтожиться с развитием просвещения и науки, поскольку сознание человеком своей конечности среди бесконечного мира, неисполнения всего того, что он мог бы и должен был сделать, но не сделал, всегда было и всегда будет до тех пор, пока человек останется человеком. Толстой написал специально статью «Религия и нравственность», в которой показал, что смысл, отношение к миру уже включает в себя определенную этическую позицию. «Всякая религия,- писал он,- есть ответ на вопрос: каков смысл жизни? И религиозный ответ включает в себя уже известное нравственное требование» [22]. Подчеркивая наличие связи религии и нравственности, Толстой отмечал, что если религия устанавливает отношение человека к миру, определяющее смысл его жизни, то нравственность есть указание и разъяснение той деятельности человека, которая сама собой вытекает из того или другого отношения человека к миру. Писатель подчеркивал, что все эти понятия развивающиеся, живые, им присуща «текучесть». «Нравственность есть нечто постоянно разви­ вающееся, растущее», «нравственность не может быть отделена от рели­ гии» [23]. Анализируя положение утраты смысла («ни один цивилизован­ ный передовой человек теперь не в состоянии дать ответ на прямой во­ прос: зачем ты живешь тою жизнью, которой ты живешь? Зачем делаешь все, что ты делаешь?»), Толстой писал, что уже остановить это движение «нет возможности», передовые же люди «стоят над пропас­ тью» [24]. Он провел опрос среди разных слоев населения и вынужден 172

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=