ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

являются попыткой возвращения к «пережитой ступени сознания» - этапа дикости человечества. Задача наук о человеке не в том, чтобы опровергать «...положения Галилея или Коперника и придумывать новые Птоломеевы круги, - их уже нельзя придумать, а идти даль­ ше, развивать те положения, которые уже вошли в сознание челове­ чества» [19]. Непосредственной разработке религиозно-нравственного учения предшествовал глубокий кризис в душе Толстого. Подобные явления психо­ логия XX столетия назвалаэкзистенциальным вакуумом. Его действительные причины не стали предметом исследований в толстоведении, поскольку этот кризис рассматривался лишь в социальном аспекте, как выражение неудов­ летворенности писателя тяжелым положением трудящихся, крестьянских масс, как обличение самодержавной власти, которое и в самом деле достигло огромной силы и вызвало огромный резонанс. Однако именно в са^их при­ чинах такого экзистенциального вакуума, в логике его анализа, поиске и нахождении выхода из кризиса содержался для Толстого ответ на мучив­ шие его вопросы: может ли человек жить без смысла, веры? какой веры он достоин? каким образом он сможет реализовать свою специфическую сущ­ ность и в чем она состоит? Связано ли осознание достойного смысла со здо­ ровьем человека, его полноценным психологическим развитием? Внутренние, сложные, мучительные ощущения, страдания челове­ ка, утратившего связь с целым, с истиной, с Богом, и радость его обрете­ ния. озарения Толстой описал в «Исповеди» и показал, что с«мнения в смысле жизни, борьба с конечным, стремление к благу - чисто челове­ ческое. земное. Выходом из экзистенциального вакуума для Толстого послужило обращение к тому, что он называл разумной верой. Он счи­ тал. что духовная культура, «материнская пища», накопленная в великих религиях, имеет вечное непреходящее значение, в ней выражен® всеоб­ щее родовое. Человечность в человеке нельзя выразить без идеи Бога, без понятий: «религия», «вера», «смысл», «любовь», «совесть». Он считал основные идеи учения Христа неумирающими, выра­ жающими суть жизни и поведения человека, придающими высший смысл жизни человека в Боге, любви к Богу, к ближнему, как ксамому себе. Когда Толстой пытался в самой краткой форме выразить суп, свое­ го учения, то он говорил, что Бог есть любовь, а «...закон жизни чело­ веческой есть закон любви, дающий высшее благо как отдельному человеку, так и всему человечеству» [20]. Эти идеи - существенное во всех религиях мира и поэтому не должны исчезнуть, пока существует человечество-считал он. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=