ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
возникло из игры случайностей по некоторым физическим законам, а, может быть, и от того, что имеет в себе таинственную причину», что слово «жизнь» приписывается чему-то спорному, не имеющему в себе главных признаков жизни: «сознание страданий и наслаждений, стремления к благу». Толстой анализирует понятие «личность» своего времени и приходит к выводу, что к этим определениям можно от нести «...деятельность восстанавливающегося кристалла», «...деятель ность брожения, гниения», «...и под все подходит жизнь каждой отдельной клеточки моего тела, для которых нет ничего - ни хорошего, ни дурного» [17]. Он пришел к выводу, что логика такого подхода опускалась все ниже и ниже от органического к неорганическому, к происхождению жизни «от игры физических и механических тел», к понятию, что «...жизнь предполагается уже там, где... жизни и быть не может». Толстой писал о том, что ни церковно-христианское учение, ни эмпирическая наука не дают объяснение смысла настоящей жизни и тем более не предлагают руководства к Ней. Но человек не может жить, не оценивая своих поступков, поэтому руководством в его жизни. считает Толстой, становятся привычки, традиции данного общества. И чем меньше человек понимает смысл своей жизни, тем сильнее он подчиняется всему тому внешнему, что называется «...приличием, обы чаем, долгом и даже священным долгом». «Раздвоение сознания» происходит от того ошибочного представ ления, которое дала наука высшей способности человека - его разуму. В связи с этим человек соединил свою видимую физическую жизнь со своим сознанием и «...совершенно уверился в том, что эта видимая им жизнь и есть его жизнь». Человека «...научили признавать жизнью одно свое плотское личное существование». Толстой говорил, что ложное направление (редукционистское) в изучении сущности самого человека переносится на исторические и политические науки и получается печальный результат: законы жизни людей совершаются так же, как. например, в «...жизни кротов и бобров вследствие тех условий, в которых они находятся» [18]. Методология редукционизма ориентировала человека на те цели, которые лежали в его низшем измерении - жизни в пространстве и вре мени. Такие цели формулировались как достижение личного счастья, удовольствия, наслаждения, удовлетворение все возрастающих личных потребностей. Толстой считал, что ориентирование человека позитивистской наукой на смысл, цели, связанные только с личным существованием. 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=