ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
5~G6716 М. А. Козьмина л. H. ТОЛСТОЙ В РАЗДУМЬЯХ НАД «ТАИНСТВЕННОЙ СИЛОЙ» ПОЭЗИИ В письме к J1. Андрееву, которого J1. Толстой не жаловал за пристрас тие к разного рода художественным эффектам и чрезмерностям, сформулирована одна из важнейших черт толстовской эстетики: «...про стота - необходимое условие прекрасного. Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо» (2 сент. 1908 г.) [1]. Это требование безыскусственности, предъявляемое гением литературы к искусству, отчасти объясняет ту строгость, которую порой высказывал Толстой в отношении к лирике как к особому роду литературы. Обладая повышенной чувствительнос тью к любой нарочитости, он словно боялся того неизбежного в лирике диктата формы, когда мысль надо «втиснуть» в определенный размер. Может быть, поэтому он сам не писал стихов, признаваясь еще в 1863 г.: «Эпический род мне становится один естественен» [2]. Когда он чувствовал усилия в подборе рифмы, это вызывало у него недоуме ние и раздражение: «Почему обо всем этом не сказать просто и ясно». Стихотворения часто не удовлетворяли его своей «сделанностью». «Я вообще не люблю стихов, - сказал Лев Николаевич. - Стихи должны быть очень хороши. Нельзя в них чувствовать la facture, подыскива
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=