ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

к учению Христа и опыту христианства. Созданный им образ духовного и нравственного человека, путника, пловца реки жизни, деятельностного и творческого, был первой попыткой в истории мировой мысли сбли­ жения науки и религии в проблеме человековедения. Толстой выявил несостоятельность наук о человеке своей эпохи ответить на насущные вопросы человеческого существования. Толстой считал, что опытная позитивная наука, устранив религию как явление отжившее, ненаучное и взяв на себя роль толкователя исти­ ны и места человека в мире, несоединима с нравственностью, духовнос­ тью, так как не дает человеку убедительного объяснения связи конечной жизни с понятием бесконечного. Нравственность, по мнению Толстого, заключена в религиозном объяснении жизни и не может быть отделена от религии. Он писал о том, что в философских трудах его эпохи раскры­ лось « ...полное противоречие христианской нравственности сфилософиею личного блага или освобождения от личных страданий и с философиею общественною». Показательным примером в этом осмыслении Толстой считал философию Ницше, в идее которой сверхчеловек выступал как «обличение этого противоречия». Ницше действительно был прав, писал Толстой, когда утверждал, что с точки зрения нехристианской философии все правила нравственности - ложь и лицемерие [15]. Толстой уловил драматизм ситуации отторжения человека от под­ линной жизни позитивистской методологией. Это «потеря души», сведе­ ние духа к материи, телесности, приравнивание человека к вещи, объекту, логической схеме, искажение самого понятия «психика», под­ мена человека натуралистически понимаемой личностью, выведение из нее самой чисто человеческих характеристик, неадекватность поня­ тий языка науки. В теме критики науки Толстой выявил такие псевдо­ научные принципы, как редукционизм, эволюционизм, рационализм, эмпиризм [16]. Толстой стоял у истоков формирования утверждающегося в на­ стоящее время взгляда, что духовное образование личности - это фунда­ мент и смысловой аспект всей научной картины мира, но не был понят современниками. Духовная и нравственная сущность человека затуше­ вывалась учеными естественнонаучного толка. Признавая большие успехи точных наук в исследовании «условий материального мира», Толстой отмечал, что наука о «жизни людей ока­ зывается ни на что ненужной, а иногда производящей даже вредные последствия». Так, Толстой писал, что в научной литературе и в «разго­ ворах» обсуждается не вопрос о жизни, сознаваемой страданиями... и наслаждениями и радостями», а «о чем-то таком, что, может быть, 169

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=