ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
Педагогическая деятельность вплотную подвела писателя к реше нию психофизической проблемы, а скорее психофизиологической, реф лексия которой отразилась в неприятии психофизического параллелизма (А. Дистервег, К. Д. Ушинский). Невидение педагогами главного «разлома жизни человека» - родо видового противоречия - приводило «к вечной ошибке всех педагоги ческих теорий», когда «...развитие ошибочного принимается за цель», когда «содействуют развитию, а не гармонии развития». Педагог, по мыс ли Толстого, уподобляется плохому ваятелю, который вместо того, чтобы «соскабливать лишнее», «налепливает», «раздувает, залепляет кидающиеся в глаза неправильности, исправляет, воспитывает». По добные утверждения Толстого долгое время интерпретировались на основе редукционистских установок педагогической и психоло гической наук и воспринимались неадекватно. Замечание Толстого в беседе с известным немецким педагогом А. Дистервегом о том, что «в воспитании лучшая система - не иметь никакой системы», иссле дователями расценивалась как тяготение писателя к анархии. Печально, что подобные утверждения встречаются и в настоящее время в педа гогической печати. Обдумывание Толстым, как свидетельствовала переписка, «педаго гических начал» не прекращалось и в период создания «Войны и ми ра». В «Эпилоге» романа содержалось первое теоретическое толкование психофизической проблемы (а скорее психофизиологической). Рели гиозно-нравственное учение было направлено на выделение, понима ние собственно человеческого в человеке. Это учение по мере его оформления и созревания было изложено Толстым в работах философско го, психологического и публицистического характера, однако до конца своих дней он не считал свой труд оконченным и продолжал, как свиде тельствует его переписка последнего года жизни, искать все новые и новые варианты ясного изложения своего учения, чтобы быть поня тым всеми - от мала до велика. Забота о сохранении и воспроизведении творческого потенциала нации побудила Толстого последние 30 лет жизни посвятить созданию целостного учения о специфически человеческой сущности и р а сск а зать всем, каков путь жизни человека, «как жить, делая как можно м ен ьш е зла и как можно больше добра». Исследуя шаг за шагом со б с тв ен н о человеческие характеристики: переживание, отношение и смысл, лю бовь как инструмент реализации этого отношения, совесть, р азу м н ая вера, нравственность, духовность, разум, грехи, соблазны, с у е в е р и я и многие другие, - писатель, мыслитель и педагог Толстой о б р ат и л ся 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=