ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

навязывание новых понятий «является грубой, нескладной силой, задер­ живающей процесс развития». В адрес К. Д. Ушинского относилось горькое замечание о том, что педагоги-теоретики вместо того, чтобы понять предмет воспитания свободного ребенка, предлагают изучить его всесторонне. Это является иллюзией, т. к. при этом исчезает свобод­ ный ребенок. Он превращается в объект, в абстрактную логическую схему. Толстой считал, что человека изучать со-всех сторон равносильно тому, что изучать предмет, у которого столько сторон, сколько радиусов в шаре, т. е. без числа, и что нельзя изучать со всех сторон, а надо знать, с какой стороны важнее. Пророческими сегодня кажутся слова писателя, высказанные им в статье «О народном образовании» (1874), которую он назвал педагоги­ ческой исповедью. Писатель сравнивал в ней перенесенную на русскую почву западноевропейскую педагогическую систему с новой молотил­ кой, «которая куплена дорого, поставлена, пустили молотить - молотит дурно, как ни подвинчивай доску, нечисто молотит, и зерно идет в соло­ му». «Но хоть и убыток», но «деньги потрачены». Толстой грустно за­ метил: «Я знаю, еще долго будут процветать наглядные обучения, и кубики, и пуговки вместо арифметики, и шипенье для обучения букв... Но я тоже твердо знаю, что здравый смысл русского народа не позво­ лит принять эту навязываемую ему ложную искусственную систему обу­ чения... что в великом деле своего умственного развития он не сделает ложного шага и не примет того, что дурно...» [14]. Однако оптимизм Толстого не оправдался. Только через столетие аналогичные проблемы были подняты советскими психологами, фи­ лософами (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков). Были прак­ тически подтверждены догадки Толстого о том, что основанные на эмпирических теориях познания методики обучения приводят к край­ не низкому интеллектуальному и нравственному развитию школьников. Остались в тени и мысли Толстого о том, что целью обучения являются высшие способности - соображение, воображение, творчест­ во, поэтическое чутье, нравственное чувство. На развитие этих соб­ ственно человеческих характеристик было направлено содержание «Азбуки» и «Новой Азбуки», после чего, как писал Толстой, он может спокойно умереть. Но сама жизнь подталкивала к дальнейшим размышлениям о том, «что способствует» и «что препятствует» полноценному психоло­ гическому развитию человека, в чем состоят собственно человеческие характеристики.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=