ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
навязывание новых понятий «является грубой, нескладной силой, задер живающей процесс развития». В адрес К. Д. Ушинского относилось горькое замечание о том, что педагоги-теоретики вместо того, чтобы понять предмет воспитания свободного ребенка, предлагают изучить его всесторонне. Это является иллюзией, т. к. при этом исчезает свобод ный ребенок. Он превращается в объект, в абстрактную логическую схему. Толстой считал, что человека изучать со-всех сторон равносильно тому, что изучать предмет, у которого столько сторон, сколько радиусов в шаре, т. е. без числа, и что нельзя изучать со всех сторон, а надо знать, с какой стороны важнее. Пророческими сегодня кажутся слова писателя, высказанные им в статье «О народном образовании» (1874), которую он назвал педагоги ческой исповедью. Писатель сравнивал в ней перенесенную на русскую почву западноевропейскую педагогическую систему с новой молотил кой, «которая куплена дорого, поставлена, пустили молотить - молотит дурно, как ни подвинчивай доску, нечисто молотит, и зерно идет в соло му». «Но хоть и убыток», но «деньги потрачены». Толстой грустно за метил: «Я знаю, еще долго будут процветать наглядные обучения, и кубики, и пуговки вместо арифметики, и шипенье для обучения букв... Но я тоже твердо знаю, что здравый смысл русского народа не позво лит принять эту навязываемую ему ложную искусственную систему обу чения... что в великом деле своего умственного развития он не сделает ложного шага и не примет того, что дурно...» [14]. Однако оптимизм Толстого не оправдался. Только через столетие аналогичные проблемы были подняты советскими психологами, фи лософами (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков). Были прак тически подтверждены догадки Толстого о том, что основанные на эмпирических теориях познания методики обучения приводят к край не низкому интеллектуальному и нравственному развитию школьников. Остались в тени и мысли Толстого о том, что целью обучения являются высшие способности - соображение, воображение, творчест во, поэтическое чутье, нравственное чувство. На развитие этих соб ственно человеческих характеристик было направлено содержание «Азбуки» и «Новой Азбуки», после чего, как писал Толстой, он может спокойно умереть. Но сама жизнь подталкивала к дальнейшим размышлениям о том, «что способствует» и «что препятствует» полноценному психоло гическому развитию человека, в чем состоят собственно человеческие характеристики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=