ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Толстой видел ошибку Песталоцци, из которой вытекали «...несо­ образности и ничем не объяснимые нелепости общенаглядного обучения у нас и за границей. Дошли до того, что обучают детей смотреть, щу­ пать и слушать. Обучают детей говорить и соображать, что один и один - будет два» [7]. Толстой отмечал, что задача школы состоит в клас­ сификации тех увлечений и вытекающих из них наблюдений, которые произвела жизнь. «Классификация же есть наука, имеющая свои зако­ ны, а не предметные уроки и наглядное обучение, не имеющие никакой внутренней системы и потому никакого обаяния на ум учеников [8]. Толстой назвал наглядное обучение компромиссом отставшей педагоги­ ки, которая вступила в непосильное соревнование с жизнью. В то же время Толстой подчеркивал, что обучение должно быть наглядным, это выдумано самою природой, «...все пять чувств участвуют в обучении, что знает каждый с тех пор, как он родился» [9]. Народная школа, по мне­ нию писателя, «не только не возбуждает вопросов, она даже не отвечает на те, которые возбуждены жизнью». По мнению Толстого, эмпирический подход к мышлению, поло­ женный в основу многочисленных методических руководств, приводил к «беспорядочному опыту». Толстой этому противопоставил необхо­ димость выявления «существенных условий всякого преподавания... когда - законы... однородных... явлений сообщаются учащимся... при обучении языку законы слова, в математике законы чисел... законы сложения и разложения». Толстого интересовали «способы пере­ дачи знания» - «...путем слова, пластического искусства, рисования и лепки... путем музыки, пения, т. е. науки о том, как передать свое настроение, чувство» [10]. В Яснополянской школе Толстой организовал экспериментальное обучение, в результате которого сделал много выводов по различным методикам преподавания. Толстой неоднократно подчеркивал, что зада­ ча преподавателя заключается в организации такой учебной деятель­ ности детей, когда они самостоятельно приходят к определенным результатам, проходя в краткой, сокращенной форме сам путь открытия идеи. Объясняя эту мысль, он писал, что «передать науку» можно следу­ ющим путем: «Найти эти обобщения, и от них, представляя новые факты, переводить на высшие - вот, следовательно, задача педагоги­ ки. Задача одинаковая в одном человеке с задачей науки в человечестве, но не обратная, как будто предполагаются всеми учебными книгами и руководствами» [11]. Этот вывод Толстого наука подтвердила 8 нашей стране устами известного психолога В. В. Давыдова в его книгах 0 формировании содержательных обобщений и понятий. Толстому 165

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=