ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
и т. д., так он уже не составляет диспарат в школе, он попал в колею, и учитель начинает быть им доволен» [5]. В теоретических статьях писателя большое место занимает реф лексия факторов, «тормозящих» личностный рост учащихся. Это бичу ющая критика формально-логического пути формирования понятий. Серия примитивных так называемых «развивающих вопросов», кото рые обессмысливали процесс обучения, в обучении арифметике любознательных, живых крестьянских детей «выучивали считать как ученую лошадь». Используя руководство к «Нашему другу» автора Корфа, которое было широко распространено среди земских учителей, Толстой высмеи вал серию якобы «развивающих» вопросов: «В чем состоит различие между курицей и собакой? А в чем сходство между ними? В чем состо ит сходство между учителем и учеником? А различие?». Учащимся, ко торые знали устройство дома, задавались вопросы: «Крыша вверху дома или внизу?», «Что такое крыша? А стена?». По мнению Корфа, ученики должны были знать, в чем состоит действие блохи и... учителя. В книге была такая тема для беседы педагога с детьми: «Действие рыбы состоит в том, что она плавает. А действие змеи, блохи, соловья, таракана, учителя, ученика?». Теоретические посылки этих якобы «нововведений» Толстой на зывал фантазией, игнорированием свойств душевного мира ребенка. По его мнению, все было бы просто смешно, если бы за этим не стоя ло «одно из самых важных людских дел в жизни - воспитания детей». Толстой обращал внимание на порочность самого принципа, на уродливые формы применения так называемого принципа нагляднос ти, который был призван возместить недостатки способа обучения. Толстой считал, что сторонниками наглядного обучения, он назы вал их «партизанами предметных уроков», неправильно понимаются цели обучения в народной школе, подчас неуместно школа сравнивается с жизнью. По мнению Толстого, непосредственный способ усвоения знаний требует полной свободы, руководить им невозможно, он требует «...не только внимания, но увлечения, полного отдания себя впечатлению а такого увлечения нельзя искусственно произвести в школе» [6]. Толстой уделял особое внимание бессознательному этапу в приобретении зна ний, когда ребенок, например, всей душой полюбит отцовскую живую лошадь, когда он полежит в поле ржи, увидит и потрогает колосья. Задача школы состоит в приведении в гармонию и систему понятий, знаний, вынесенных из жизни. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=