ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

и т. д., так он уже не составляет диспарат в школе, он попал в колею, и учитель начинает быть им доволен» [5]. В теоретических статьях писателя большое место занимает реф­ лексия факторов, «тормозящих» личностный рост учащихся. Это бичу­ ющая критика формально-логического пути формирования понятий. Серия примитивных так называемых «развивающих вопросов», кото­ рые обессмысливали процесс обучения, в обучении арифметике любознательных, живых крестьянских детей «выучивали считать как ученую лошадь». Используя руководство к «Нашему другу» автора Корфа, которое было широко распространено среди земских учителей, Толстой высмеи­ вал серию якобы «развивающих» вопросов: «В чем состоит различие между курицей и собакой? А в чем сходство между ними? В чем состо­ ит сходство между учителем и учеником? А различие?». Учащимся, ко­ торые знали устройство дома, задавались вопросы: «Крыша вверху дома или внизу?», «Что такое крыша? А стена?». По мнению Корфа, ученики должны были знать, в чем состоит действие блохи и... учителя. В книге была такая тема для беседы педагога с детьми: «Действие рыбы состоит в том, что она плавает. А действие змеи, блохи, соловья, таракана, учителя, ученика?». Теоретические посылки этих якобы «нововведений» Толстой на­ зывал фантазией, игнорированием свойств душевного мира ребенка. По его мнению, все было бы просто смешно, если бы за этим не стоя­ ло «одно из самых важных людских дел в жизни - воспитания детей». Толстой обращал внимание на порочность самого принципа, на уродливые формы применения так называемого принципа нагляднос­ ти, который был призван возместить недостатки способа обучения. Толстой считал, что сторонниками наглядного обучения, он назы­ вал их «партизанами предметных уроков», неправильно понимаются цели обучения в народной школе, подчас неуместно школа сравнивается с жизнью. По мнению Толстого, непосредственный способ усвоения знаний требует полной свободы, руководить им невозможно, он требует «...не только внимания, но увлечения, полного отдания себя впечатлению а такого увлечения нельзя искусственно произвести в школе» [6]. Толстой уделял особое внимание бессознательному этапу в приобретении зна­ ний, когда ребенок, например, всей душой полюбит отцовскую живую лошадь, когда он полежит в поле ржи, увидит и потрогает колосья. Задача школы состоит в приведении в гармонию и систему понятий, знаний, вынесенных из жизни. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=