ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

Связаны ли ответы на вопрос «Чему и как учить?» с уровнем умственного и нравственного развития детей? На основе каких мето­ дических рекомендаций, педагогических и философских теорий проис ходит ориентировка учителей-практиков? Толстой пришел к выводу, который не был понят его современниками: преподавательская дея­ тельность искажена, направлена на ложные цели. Необходима «новая философия», «новое сознание», т. е. практически новое понимание сущ­ ности человека и иное понимание целей обучения и воспитания. Теоретические статьи Толстого, в которых он выразил отрицание как материализма, так и объективного идеализма в понимании сущности че­ ловека, остались вне поля зрения современников писателя и ис- следователей-толстоведов. Этот факт помешал увидеть толстовское понимание сути интеллектуального и нравственного развития детей, направленного не на «конечный продукт», а на процесс, на механизмы, на совершенствование. Толстой прекрасно описал общее впечатление о постановке на­ родного образования в Западной Европе, которое создалось у него после второго заграничного путешествия. На него произвели угнетающее впечатление методика обучения во многих учебных заведениях Европы, механическое, бессмысленное заучивание текстов учебников, воспитание в духе покорности властям. В своих педагогических сочинениях Толстой высказал мысли о тяжелых последствиях подобного обучения, так как он приводит к явлению, которое сегодня мы называем деперсонализацией, или раз­ рушением личности. Толстой объяснил, что такие личностные про­ явления, как лень, апатия, честолюбие, «раздраженное самолюбие» — результат практики эмпирической абстрактной педагогики. В статье «Воспитание и образование» Толстой рисует «продукт» «эмпирической», «абстрактной» педагогики - юношу Ваню, прошедше­ го весь курс наук в учебных заведениях России и в результате «чужим умом думающего», «чужим языком говорящего», «курящего папиросы и пьющего вино», «самоуверенного и самодовольного» [4]. Традиционное авторитарное воспитание тормозит творческое и нрав ственное развитие детей, что, по мнению Толстого, было определенным регрессом, «возвращением к дикости». «Всякий школьник до тех пор состав­ ляет диспарат (пер. Толстого.- Н.К.) в школе, пока он не попал в колею этого полуживотного состояния. Как скоро ребенок дошел до этого положения, Утратил всю независимость и самостоятельность, как только проявляются в нем различные симптомы болезни - лицемерие, бесцельная ложь, тупик

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=