ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
протестантскую лютеровскую систему, ни классическую, ни иезуитскую, ни новейшую теоретическую систему воспитания. Еще менее мог я се рьезно принять за систему славянский курс букваря, часовника и псалтыря и связанные с этим курсом семинарские приемы» [3]. С гениальной прозорливостью Толстой решительно выразил мысль об исторической неразвитости педагогической науки середины XIX века, считая ее эмпирической, механистической, лишенной действи тельно научных представлений о сущности психики и мышления ребенка. Исследовательское пространство педагогических исканий и дея тельности было столь обширно, что позволило Толстому творчески заимствовать, переосмысливать множество продуктивных идей, уже вы сказанных до него рядом предшественников и современников. «Опыт и свобода» - толстовский «критериум», понимание условий полноценного психологического развития человека - это ряд идей оте чественной философской и философско-религиозной мысли, немецкой классической философии, связанных с духовной и материальной культу рой человека. Так, Толстой использовал положения отечественной фи лософской мысли о познании в «действовании», онтологизации морали, об ограниченности гой формы понятия «разум», которая родилась в нед рах западной философской мысли. Предвосхищение идеи всеединст ва, высказанной Вл. Соловьевым, имелось в 50-е годы в философии А. С. Хомякова и И. В. Киреевского и было подхвачено Толстым для объяснения аксиологического, стержневого центра личности, глу бинного внутреннего «Я». Толстому импонировала идея экспериментальной техники, дея тельности как способа освоения мира и развития человека, популяр ной немецкой классической философии. Однако именно Толстой отметил, что в такой схеме человек стано вится функцией всемирного Духа, а иллюзии объективного идеализма приводят к мистическим выводам происхождения сознания. Толстой выразил идею тяготения прогрессивной русской интеллигенции к вы явлению «реальных», «земных» истоков, симпатизировал этим объяс нениям как у западных мыслителей (П. Прудон), так и у отечественных (А. И. Герцен). При этом он опирался на христианское понимание нрав ственного развития человека, которое горячо обсуждалось славянофила ми и, безусловно, импонировало Толстому. Педагогическая деятельность Толстого - «поэтическое», «прелест ное дело», «страстное увлечение» - позволило ему увидеть и понять то. что не сознавалось даже столь знаменитыми его современниками, как А . Дисгервег, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=