ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

ской психологии. При этом учитываются разработки широко извест­ ного на Западе движения гуманистической психологии, ведутся дискус­ сии по методологическим проблемам современной психологии [1]. Сама логика развития психологии приводит к утверждению гуманитарной парадигмы, к обоснованию принципиально новой модели человеческой психики и мира субъективного как психологической реальности [2]. Если гуманитарная парадигма исходит из образа человека духов­ ного, нравственного, то меняется ли при этом содержание основных педагогических понятий, характер их соотношения? Каково тогда по­ нимание целей и задач, принципов, условий, результатов обучения и воспитания? Преодолимы ли ложные смысловые установки в педагогичес­ кой культуре? Какова роль историко-педагогических исследований при уточнении понятия «гуманистическая педагогика», которое априори воспринимается как прогрессивное, передовое, хотя при этом не учиты­ вается, какое понимание сущности человека является основой той или иной антропологии. Ускорение научных разработок в данных направлениях диктуется общим духовным кризисом человечества и проблематичностью возмож­ ности выживания, огромным количеством ноогенных неврозов, кото­ рые связаны с неосознанными поисками смысла жизни (В. Франкл, Б. Братусь, Н. Мелони). Агрессивность, наркомания, алкоголизм, вещизм, безответственность и тоталитарные ориентации, лень, апатия - все это симптомокомплекс духовного нездоровья человеческого сооб­ щества, который является результатом внедуховной позитивистской концепции науки и, в первую очередь, психологии и педагогики, на основе которых формируется профессиональное сознание педагогов, воспитателей. У истоков осознания всех этих факторов стоял наш великий сооте­ чественник JI. Н. Толстой, к которому ни педагоги, ни психологи не при­ слушались (А. В. Петровский). Время расставило все «на круги своя», хотя уже мйновал столет­ ний рубеж, отведенный самим Толстым для понимания его педагогичес­ ких взглядов. А «непонимание» началось с известного, достаточно резкого вы­ сказывания Н. Г. Чернышевского по поводу теоретических статей журнала «Ясная Поляна» и постановки Толстым вопроса «Чему и как учить?». Толстого обескуражила позиция непродуктивной критики. Уже значительно позднее в трактате «Так что же нам делать?», назва­ ние которого явно полемизировало с поставленным ранее вопросом 160

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=