ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2
ской психологии. При этом учитываются разработки широко извест ного на Западе движения гуманистической психологии, ведутся дискус сии по методологическим проблемам современной психологии [1]. Сама логика развития психологии приводит к утверждению гуманитарной парадигмы, к обоснованию принципиально новой модели человеческой психики и мира субъективного как психологической реальности [2]. Если гуманитарная парадигма исходит из образа человека духов ного, нравственного, то меняется ли при этом содержание основных педагогических понятий, характер их соотношения? Каково тогда по нимание целей и задач, принципов, условий, результатов обучения и воспитания? Преодолимы ли ложные смысловые установки в педагогичес кой культуре? Какова роль историко-педагогических исследований при уточнении понятия «гуманистическая педагогика», которое априори воспринимается как прогрессивное, передовое, хотя при этом не учиты вается, какое понимание сущности человека является основой той или иной антропологии. Ускорение научных разработок в данных направлениях диктуется общим духовным кризисом человечества и проблематичностью возмож ности выживания, огромным количеством ноогенных неврозов, кото рые связаны с неосознанными поисками смысла жизни (В. Франкл, Б. Братусь, Н. Мелони). Агрессивность, наркомания, алкоголизм, вещизм, безответственность и тоталитарные ориентации, лень, апатия - все это симптомокомплекс духовного нездоровья человеческого сооб щества, который является результатом внедуховной позитивистской концепции науки и, в первую очередь, психологии и педагогики, на основе которых формируется профессиональное сознание педагогов, воспитателей. У истоков осознания всех этих факторов стоял наш великий сооте чественник JI. Н. Толстой, к которому ни педагоги, ни психологи не при слушались (А. В. Петровский). Время расставило все «на круги своя», хотя уже мйновал столет ний рубеж, отведенный самим Толстым для понимания его педагогичес ких взглядов. А «непонимание» началось с известного, достаточно резкого вы сказывания Н. Г. Чернышевского по поводу теоретических статей журнала «Ясная Поляна» и постановки Толстым вопроса «Чему и как учить?». Толстого обескуражила позиция непродуктивной критики. Уже значительно позднее в трактате «Так что же нам делать?», назва ние которого явно полемизировало с поставленным ранее вопросом 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=