ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.2

правленность наук о человеке своей эпохи при разработке образа ду­ ховного и нравственного человека, оказался исторической ловушкой для многих исследователей его творчества. Огромное количество на­ реканий получил писатель у своих оппонентов, среди которых были С. А. Франк, Л. 3. Слонимский, Д. С. Мережковский, И. А. Ильин, В. В. Вересаев, П. А. Кропоткин, А. Белый, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский и многие другие. Ни ученых-позитивистов, ни религиозных деятелей, ни философов и психологов религиозного направления не устраивало то, что Тол­ стой обратился к христианскому учению, заимствованию его глубоко­ го психологического содержания, имеющего непреходящий характер. Представители науки увидели слабость мыслителя, чудачество, склон­ ность к парадоксам, апологию патриархально-христианской морали и даже оглупление. В советское время тема религиозных исканий ока­ залась фактически под запретом, она не вписывалась во внедуховную концепцию марксистской науки. Безусловно, от этого пострадал уро­ вень исследований педагогических взглядов писателя. Со своих позиций были правыте и другие. Толстой «осквернял» и нау ку, и религию. Ни та, ни другая стороны не увидели попытки соотнесения светского и христианского подходов, попытки Толстого соединить христи­ анский вопрос «зачем?», «почему?» со светским «как?». В наши дни создалась уникальная возможность всмотреться, вч\ в- ствоваться в смысл религиозных исканий писателя, как первую серь­ езную попытку преодоления позитивистской методологии науки и обращения к христианству при разработке образа духовного, нрав­ ственного, творческого человека. Эта была попытка сблизить науку и религию при изучении проблем человековедения. Для педагогов уникальность ситуации усиливается тем обстоя­ тельством. что педагогическая наука второй половины XIX века как де­ гуманизированная, механистическая, эмпирическая оказалась объектом пристального внимания Толстого. Это в свою очередь побудило его на­ чать работу по ее одухотворению, созданию образа духовного и нравст­ венного человека, борьбе со стереотипами догматической педагогики. Открытая модель образования и педагогическая наука, как в глотке свежей воды, нуждаются в образе духовного и нравственного человека. Как утверждают ученые-психологи, возникла необходимость собира­ ния гуманитарного мировоззрения. Происходит переворот в ориентации в психологической науке от естественнонаучной к гуманитарной, в отечественной психологической науке введено в оборот понятие «гума­ нитарная психология». Начато осмысление нравственной и христиан­ 159

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=